«КАЗАЧЬЯ» ТАФЬЯ – ИСТОРИЯ ИЛИ НОВОДЕЛ? «КАЗАЧЬЯ» ТАФЬЯ – ИСТОРИЯ ИЛИ НОВОДЕЛ?
В последние годы среди казаков получил широкое распространение довольно неоднозначный головной убор — тафья. В интернет-источниках имеется довольно скудный пласт информации по этой теме.... «КАЗАЧЬЯ» ТАФЬЯ – ИСТОРИЯ ИЛИ НОВОДЕЛ?

В последние годы среди казаков получил широкое распространение довольно неоднозначный головной убор — тафья. В интернет-источниках имеется довольно скудный пласт информации по этой теме. Попробуем разобраться в историчности головного убора и отделить зёрна от плевел.

Итак, тафья́ (из тур. takja «шапка», от араб. ṭāḳijа‎) — маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы — подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).

Иногда подразумевается, что тафья — сугубо русский мужской домашний головной убор привилегированных сословий. Так, он регулярно упоминается в летописях с XVI века. Но известно также, что в силу своего геополитического положения, Россия была государством, где шел активный культурный обмен с Азией. И иногда даже более интенсивный, чем с Европой. И тафья была заимствована у тюркских народов, она произошла от азиатской тюбетейки. Сейчас у казахов есть головной убор «такия», по-русски называемая тюбетейкой.

Первым русским царём, начавшим носить тафью, был Иоанн IV. Будучи женатым на кабардинской княжне Кученей (в крещении — Мария Темрюковна), Иоанн Васильевич перенял традицию ношения традиционной для тюркской культуры (к которой относятся и кабардинцы-адыге) тафью.

В дальнейшем ношение тафьи вышло за пределы царских палат и стало модным. Бояре, дворяне, купцы и прочие слои зажиточного населения с удовольствием носили тафью как в быту, так и на людях. Напомню, речь идёт о второй половине XVI века, и носителями тафьи выступают только представители знати Русского государства.

Казаки (в первую очередь донские) в эти хронологические рамки ещё не до конца интегрировались с Россией, оставаясь для Москвы неподконтрольной периферией на правах своеобразной автономии. Разумеется, казаки контактировали со своим северным соседом, и не исключено, что и в казачьей среде имело место ношение тафьи, но опять же — не повсеместно. Если было бы иначе – об этой моде свидетельствовали бы источники, старинные гравюры, картины. Но мы не видим этого нигде.  

Наконец, Стоглавый Собор во главе с митрополитом Филиппом издаёт запрет о ношении тафьи (Стоглав: О ТАФЬЯХ БЕЗБОЖНАГО МАХМЕТА. ГЛАВА 39.

Цитируем (орфография оригинала):

«Такоже бы отныне и вперед все православные царие и князи и боляре и прочие вельможи и все православные хрестьяне приходили в соборные церкви и в прочие святые церкви ко всякому божественному пению без тафей и без шапок. И стояли бы на молитве со страхом и с трепетом откровенною главою-по божественному апостолу. А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити — безбожного Махмета предание. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. От священных правил. В коейждо, убо рече, стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кииждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас бог за таковая преступления».

Анализируя этот запрет, делаем вывод, что люди того времени прекрасно осознавали: подобный предмет гардероба является прямым заимствованием у мусульманских народностей.

Тафья постепенно вышла из обихода и ушла в историю, оставив после себя гравюры только с изображением представителей русской знати, и небольшие упоминания в летописных источниках, не связанных с казаками.

Что же касается казаков, как православных, так и старообрядцев, то достоверных источников о ношении тафьи попросту нет. Ровно также, как нет и воспоминаний о ней у старожилов донских, кубанских и терских станиц. Например, про неё абсолютно не упоминает Фёдор Иванович Елисеев — кубанский казак, уроженец станицы Кавказской, который очень скрупулёзно описал быт, традиции, обычаи, обряды, и прочие культурные аспекты линейного казачества первой половины ХХ века. Не знали её и казаки, стоявшие у истоков возрождения казачества в России периода 1980-1990 гг.

Сегодня мы с уважением относимся к конфессиям и историческим традициям всех народов, проживающих в многонациональной России. Но факт остается фактом: к казачьей культуре тафья никакого отношения не имеет.

Появление тафьи в казачьей среде современной России тесно связанно со становлением идей казачьего национализма, получившего своё распространение в 2010-х годах. Основным постулатом этой идеи было всячески доказать, что казаки не являются русскими людьми, что их культура и быт кардинально отличаются от великорусских. На этой волне казачьей самостийной эйфории тафья стала своеобразным символом, отражающим эти идеи.

Таким образом, тафья в казачьей среде является абсолютным «новоделом», не имеющим под собой никакой исторической достоверности.

Автор: Владимир Бухарин, заместитель руководителя Молодежной казачьей организации Терского казачьего войска «Терцы».

Заглавное фото — скриншот на поисковый запрос «тафья» в Яндекс.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *