«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической... Методические рекомендации к традиционным проводам казака на службу

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 6.

Военная служба казака всегда рассматривалась как  основа его жизненного уклада. Наличие в казачьей традиции двух «миров» военного и гражданского, взаимосвязанных и вместе с тем достаточно самостоятельных, и предопределило бытование ряда обрядов касающихся перехода казака из одного в другой. В первую очередь это проводы казака на службу. 

Обряд перехода – проводы казака на службу, близок к русским рекрутским обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий. 

За некоторое время до ухода на службу, молодой казак освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В воспоминаниях И. Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие, негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки. Собранное снаряжение было довольно таки объемным, поэтому оно в походных сундуках нередко заранее отправлялось на подводах к пункту сбора того или иного отдела.

Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост – подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.

Примерно за день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. 

Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма.  Для этого из храма выносили «святости» – хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения.

Сами проводы проводились либо вечером этого дня, либо на следующий. Часто на проводы не приглашали, люди приходили сами. В других случаях новобранец сам лично ходил по станице и приглашал станичников. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашку, бритву, продукты. В качестве подарка могли выступать и деньги. В некоторых станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь. Молодые девушки и парни в доме казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Уже за столом, крестная мать перевязывала его крест накрест рушником.  Девушки прикалывали булавками платочки или цветы к черкеске на груди казака. При этом первый платочек прикалывала невеста новобранца, и дарила ему вышитый кисет для табака. Замужние женщины, также могли повязывать, но не платочки, а полотенца.

Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом оставались взрослые, строго регламентировалось. За столом, неженатый казак сидел в святом углу, между отцом и матерью. Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь воспоминаниям о былых временах и военных победах.  Беседы прерывались песнями. Можно отметить, что песенный репертуар также был довольно определенным в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связана с тяготами казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были сугубо мужскими. Тем не менее, выделилась группа песен,  приуроченных  именно к проводам. Наиболее широко распространенные, которые встречаются и на территориях других казачьих войск, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь боевой с походным вьюком», «Прощай, любезная станица», «Провожала маты сына у солдаты», «За лесом солнце воссияло», «Вышел пастух во лужок», «Як сидив кочет на воротах», «Прощай станыця, горад Кавказ» и другие. 

Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну крестик или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови». Остальные провожающие в это время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета». 

В некоторых станицах, уже после благословения, казак возвращался в дом за умышленно оставленной вещью. Хотя в обычной жизни, возвращение рассматривается как неблагоприятное для будущих дел явление, то в данном случае считалось, что  это поспособствует его возвращению со службы. При этом, выходил новобранец из дома спиной вперед – поочередно закрывая двери из комнат в коридор, из коридора во двор. Дом новобранец должен был сам закрыть на замок, а ключ отдать родителям.

После казаку выводили коня. Неженатому казаку коня могли выводить  и невестка, сестра, младший брат, или мать, женатому – жена.

На улице казак кланялся на четыре стороны. Женатый казак садился на коня и сидя в седле, одевал жене черную шаль – «печальник». Этот головной убор  женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы мужа. К площади, где собирались все казаки, неженатого новобранца девушки вели под руки. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора. 

Уходя на войну, обязательно брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца, матери, либо в саду у самого дома. Землю зашивали в мешочек, привешивали к кресту на грудь. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

Перед уходом на службу отец брал в руки икону и благословлял сына такими словами: «Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи Царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на служение Царю и Отечеству. Послужи как и деды, и отцы твои служили».

После благословения отца казак кланялся в ноги матери, отцу, дядям, теткам, обнимал жену, детей, говоря при этом: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка! Прости, милый друг, жди меня, быть может, Бог даст вернусь!».

В наше время многие элементы обряда проводов на службу у казаков сохранялись (например, прикалывание платочков, благословение родителей, обед, одевание крестика и другие). И сегодня, особенно в станицах, казаков стараются проводить в армию, соблюдая старинные казачьи традиции.

Реконструкция обряда «Проводы казака на службу»

В комнате у печи сидят две-три казачки.

– Интересно. Скока ж дней Барадаи гулять будуть?

– Да кто знаить. Как с монетами….

– Ну, то, что не меньше трёх дней. Это точно…

– Это как водится. Сёдня свои тока.

– А кады за столы?

– Да как атаман придёть, так и покличут.

– Пошли уже. Мошь тётке Пашке поможем. Последушка провожають.

Уходят. Комната. Хозяйка стирает. На печи дед. В комнату вбегает мальчонка.

Мальчик: Бабаня! Бабаня! К нам сам господин атаман припожаловали!

Мать: Ой, радость-то какая! Отца с дядькой кличь!

Мальчик убегает, казачка убирает лишнее, ставит на стол закуски и т.п. В дом входит атаман. Крестится.

Атаман: Здорово дневали!

Дед и казачка: Слава Богу!

Дед, кряхтя, пытается встать.

Атаман: Лежи, лежи, Иваныч! Ты не приболел часом?

Дед: Да спина болить, лихоманка ее забери! Старость – походы боком выходють!

В хату заходят отец и сын.

Отец и сын (вместе): Здорово дневали, господин атаман!

Атаман: Слава Богу! А я к вам с честью. Пришла пора сыну Вашему__________ на службу итить. Послужить России-матушке и казачеству! Добрий казак вырос!

Хлопает по плечу новобранца. Мать начинает причитать.

Мать: Ой, милое ты моё дитятко! Да куды ж ты уходишь из хаты родимой, от окошек светлых, от икон намоленных, от отца да от матушкииии.

Отец: Ну всё, будя! Неси-ка, мать, лучше справу казачью да икону семейную намоленую!

Мать приносит, атаман проверяет всёли на месте; родители благословляют сына.

Мать: Получи, сынок, родительское благословение.

Сын опускается перед родителями на колени на овчину.

Отец: Во имя Отца и Сына и Святого Духа благословляем тебя, сын наш любимый, на службу ратную. Помни нас, родителей своих, береги землю родную, не посрами род наш казачий, будь верен традициям славного казачьего воинства. Аминь.

Крестит иконой сына, сын целует икону.

Мать: А это узелок с родной землей. Где бы ты ни был, не забывай о ней. А доведется погибнуть, на груди будет родная земля.

Сын  благодарит мать, целует ее и кладет узелок с землей за пазуху.        

Отец: (выходит вперед, держит в руках мешок походный и шашку) Приготовил я тебе, сынок, справу нашу казачью: шинель, одежду, строевого коня под седлом. А, самое главное, передаю в твои руки нашу семейную боевую шашку! С ней воевал твой дед, с ней служил я, теперь пришел твой черед! Бери ее и береги в ней честь казака!

Сын: (берет шашку на вытянутые перед собой руки, кланяется отцу, гостям) Спасибо, отец!  (целует клинок) Не посрамлю честь казачью! (вкладывает шашку в ножны).

Отец: А ну-ка, мать, на дорогу «Непитой воды положи» (мать читает молитву «Отче наш», крестит воду в ведре, посыпая солью).

Отец: А теперь, жинка, зови сродников за столы! Нужно сына достойно проводить, да уму-разуму поучить! И вас, господин атаман, просим к нашему столу!

Все садятся за столы. Новобранец обносит вином гостей – казаков. А они, беря стакан, говорят напутственные слова

– Береженого Бог бережет, а казака шашка!

– Враг в штаны свистит, когда казацкая сабля блестит!

– Где враг, там и казак!

– Правильно! Где тревога, туды и казаку дорога!

– Кто пули боится, в казаки не годится! Сам погибай. А товарища выручай!

Далее можно продолжить на улице – мать выливает воду вслед казаку, чтобы живой вернулся, сын надевает матери платок «печальку», казак на лошади перепрыгивает препятствие (какой служба будет). Все провожали, пока не скроется из виду, и шли в хату.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *