«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической... Методические рекомендации к колядкам “Христославкам”

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 4

Главными зимними праздниками на Руси всегда были Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). В это время все ходили друг к другу в гости, колядовали. Но сценарий колядок менялся. Это зависело от даты и праздника, отмечаемого в эти дни.

Сразу после наступления Рождества, ходили и славили Христа, такие колядки назывались христославки.

Сразу после всенощной службы на Рождество, люди собираются небольшими группами и идут в гости к родным и знакомым славить Христа. Основные особенности христославок:

– наличие Вифлиемской звезды, которую обычно, делают дети своими руками из подручных средств;

– пение Рождественского тропаря и кондака;

– христославы приносят с собой переносной вертеп – кукольная сцена, где куклы это главные свидетели рождения Иисуса (Божья Матерь, святой Иосиф, пастухи, волхвы, новорожденный Иисус);

– детские колядки обязательно должны быть с упоминанием праздника Рождества. Например, Маленький хлопчик влез на снопчик

                                        В дудочку играет – Христа забавляет,

                                        А хозяина с хозяйкой с Христом поздравляет!

                                        Отворите сандучок, пожалуйте пятачок.

– с христославами могут прийти главные сказочные герои зимних праздников – коза и медведь;

– хозяева благодарят гостей за поздравления и одаривают их конфетами, пирогами, деньгами.

По воспоминаниям Ивана Ивановича Желтобрюхова (Мечетинский юрт).

«К празднованию Рождества готовились сорокадневным постом, который известен как Рождественский или Филиппов. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, так как по церковному уставу в этот день употребляли в пищу сочиво – пшеницу с медом. В этот день не ели до первой звезды, с первой звездочкой станичники вспоминали библейскую звезду, которая возвестила волхвам о рождении Спасителя.

Дети, мальчики от пяти до четырнадцати лет, ходили христославить из дома в дом. Заходили в дом и пели: «Рождество твое Христе Боже наш…». Иногда исполняли псалмы. В х. Ефремовка (Ново-Александровка) пели:

«В высоте небесной много звезд горит,

И одна всех ярче радостно блестит.

То звезда младенца и царя царей,

Он положен в ясли к матери своей…»

Крестились: «Слава тебе Господи!» Поздравляли хозяев с праздником. 

После тропаря или кондака, хозяева наделяли детей пряниками, пирогами, колбасой, конфетами и мелкими деньгами. Их принимали до восхода солнца. Вечером на улицах появлялись колядовщики. Они пели различные колядки, примерно такого содержания:

Коляд, коляд, колядын,

Я у батьки один.

По колено кожушок,

Выдай, тетка, пирожок.

Или нарядившись скоморохами, ведьмой или цыганом пели под окнами: «Как во граде Вифлееме, там Иисус Христос народился».
Колядовщиков одаривали пирогами, конфетами, деньгами, которые они поедали на посиделках».

Еще одни воспоминания.

П.А. Востриков «Станица Наурская Терской области» 1904 г.

«Приготовление к Рождеству Христову начинается у наурцев за 3-4 недели до наступления праздника. Детям приготовляют праздничные нарядные платья, чтобы они могли идти с поздравлениями к родным и соседям. Хозяева усиленно откармливают свиней, кур, гусей, баранов, индеек. Потом приготовляют окорока, холодец, а сало помещают в кадушки и употребляют в пищу целую зиму.

После заутрени начинается в каждом доме прием поздравителей – детей. Они, запыхавшись, с раскрасневшимися от холода лицами, толпами бегают из двора во двор, поздравляя всех и каждого. Поздравление детей состоит в пении Рождественского тропаря и кондака. С поздравлениями ходят все дети, преимущественно 5-10 лет. После пения тропаря и кондака, христославы прибавляют: «Были мы в Вифлееме, видели родившегося Христа и поспешили поздравить вас с радостною вестию».

Хозяева, выслушав поздравления детей, хвалят их пение, а затем, рассадив всех на пороге (чтобы курочки водились), посыпают каждому в карман орехов, конфет, пряников, а состоятельные дают и денег. Не принять и не одарить детей считается тяжким грехом».

Тропарь Рождества Христова

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

Кондак Рождества Христова

Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертепе Неприступному приносит. Ангели с пастырями словословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

Христославки

Эта ночь святая…

Эта ночь святая,

Эта ночь спасенья

Возвестила всему миру

Тайну Бога воплощенья.

Пастухи у стада

В эту ночь не спали.

Святый ангел прилетел к ним

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий

Их, детей пустыни.

Но сказал он: “О, не бойтесь!

Всему миру радость ныне!

Ныне Бог родился

Людям во спасенье!

Вы пойдите, посмотрите

На великое смиренье!

Вы Бога-Младенца

Обретете сами.

В пеленах он, в бедных яслях,

Сами узрите очами!”

И с высот небесных

Раздалось вдруг пенье:

“Слава, слава в вышних Богу!

На земле благоволенье!”

Как в Иерусалиме…

Как в Иерусалиме

Рано зазвонили.

Припев:

Радуйся, ой, радуйся, Земле!

Сын Божий народився!

Накрывайте столы

Да всё колымами!

Припев.

Доставайте калачи

С яровой пшеницей!

Припев.

С яровой пшеницей,

С ключевой водицей!

Припев.

Как придут до тебе

Три праздничка в гости.

Припев.

Как первый же праздник

Свято Рождество.

Припев.

А другой же праздник

Свято Василя.

Припев.

А третий же праздник

Святое Крещенье.

Припев.

А на тому слове

Бувайте здоровы.

Припев.

 

Мати Мария по полю ходила…

Мати Мария

По полю ходила,

Вести носила,

У Бога просила:

Боже, наш Боже!

Уроди нам рожи,

Ржички-пшанички

В каждом колосичке,

В поле зерно –

В доме добро.

Маленьки ребятки

Стояли в оградке,

Христа дожидались.

Христос народился –

В ограде явился

Сею-вею посеваю,

С новым годом поздравляю,

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

Заспевайте, христиане!

Запевайте, христиане!

Всем весело ныне

В Вифлеемской бедной стане

Бог лежит на сене!

В Вифлеемской бедной стане

Бог лежит на сене!

 Стоят над ним вол и осел,

Пары отдыхают.

А на небе, слава вышнем

Ангелы спевают.

А на небе, слава вышнем

Ангелы спевают.

 Вот настала всему свету

Весела новина,

Что пречистая Мария

Породила сына.

Что пречистая Мария

Породила сына.

 Породила и повила,

В ясли положила.

И тотчас на небе ясном

Заря засветила.

И тотчас на небе ясном

Заря засветила.

 Засветила ярка зорька

По все палестине,

Навела страх на пастушек,

Бывших при скотине.

Навела страх на пастушек,

Бывших при скотине.

 На поклон Божьему сыну

Вслед за пастырями

Поспешали за звездою

Цари и с дарами.

Поспешали за звездою

Цари и с дарами.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *