Господь видит казака по кресту на папахе Господь видит казака по кресту на папахе
Что значит папаха для казака? Это предмет гордости, олицетворение достоинства и важный элемент обмундирования. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть... Господь видит казака по кресту на папахе

Что значит папаха для казака? Это предмет гордости, олицетворение достоинства и важный элемент обмундирования. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «папаху носят не для тепла, а для чести», «папаху снимают только вместе с головой». А еще говорят так: «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с шапкой».

В старину

Само слово «папаха» имеет дословный перевод с тюркского языка — шапка.

Для казака двумя самыми важными личными вещами были шашка и, конечно, головной убор — папаха.

На Кавказе (а мы говорим о терских казаках) папаху не снимают практически никогда. А специфика этого головного убора и в том, что он не позволяет ходить с опущенной головой. Папаха словно «воспитывает» мужчину, заставляя его «не гнуть спину».

Терские папахи — с синим верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру.

Также папаха играла очень большую роль в гражданской и семейной жизни казака. У нее было особое место в убранстве куреня. По числу головных уборов в прихожей можно было судить о том, сколько казаков живет в этом доме.

Проверить догадку о количестве мужчин в доме можно было, войдя в горницу, где на ковре висели шашки. Шашка – еще один символ казачьего совершеннолетия, полноправия и наличия земельного надела.

Интересные факты связаны и с фуражкой (они появились гораздо позже). Считалось, что, если на фуражке красуется кокарда, значит, казак достиг строевого возраста (от 21 года до 33 лет). Но, этот обычай почти никогда не соблюдался. Видимо, старикам хотелось быть моложе, а молодым казакам наоборот – хотелось казаться старше.

И сегодня

О том, что значит традиционная справа для современных казаков, рассказал товарищ (заместитель) атамана Новоселицкого районного казачьего общества Михаил Черновой:

— Конечно, традиционная справа, как и современная форма – это то, без чего невозможно себе представить казака, часть нашей исторической памяти. Мы рассказываем об этом нашим детям. Даже в обычные дни, одетые «по гражданке», ребята стараются носить папахи и кубанки. Меня тоже так воспитал мой отец, Юрий Семенович Черновой. Он был участником возрождения казачества на Ставрополье и первым атаманом в селе Новоселицком. Сейчас ему уже 80 лет, но дома хранятся как память его форма, папаха, нагайка. Наше районное казачье общество за свой счет всегда помогает казакам в пошиве формы. Это ведь и в старину было недешево, и сейчас, особенно для жителей села. Черкеска обходится в 20-25 тысяч рублей, сапоги — 3,5 тыс., кубанка или папаха минимум 2,5 тыс., погоны, кокарды – в общем, выходит более 30 тысяч только за один комплект. Для ребятишек из ансамбля «Задоринки», который мы всячески стараемся поддерживать, шили одежду примерно за 12-13 тысяч полный комплект. Большая заслуга во всем этом районного атамана Виктора Ивановича Беспалова, он очень внимательно относится к традиционной одежде, и к тому, чтобы у всех была и парадная, и особо парадная, и повседневная форма, «зеленка». Зато наши казаки всегда и везде достойно выглядят: и в храме, и на парадах, праздниках. Сразу видно, что в Новоселицком есть казачество. Наш духовник, иерей Алексий Фетисов, настоятель Спасо-Преображенского храма говорит: казаки, вы носите кубанку, а на ней крест. Сверху Господь вас видит – не забывайте об этом.

Оксана Фарух, слушательница группы Ставропольского края Школы медиакоммуникации для этнокультурных НКО.

Фото из архива Новоселицкого казачьего общества.

Комментарии: