«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической... Методические рекомендации к празднованию масленицы

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 7.

Промежуточное положение между зимними и весенними праздниками занимала Масленица.

На Тереке сложился своеобразный тип масленичного празднества, отличный от русского народного. В конце XIX – начале XX в. Масленица оставалась одним из самых почитаемых народных праздников. Ее наступление встречали стрельбой, причем стреляли и стар, и млад. Во всех домах (а также в складчину) пекли блины, в некоторых станицах — «бурсаки». В масленичную неделю, если зима была снежная, ездили на санях, рядились. Ряженые могли заезжать в любой двор и брать, что понравится. Везде были слышны шум, смех, веселье.

На Масленицу устраивали скачки, во время которых всадник должен был сам заработать приз, т. е. на всем скаку поднять с земли деньги, табак, кусок ситца и пр., которые для этой цели специально выделяли местные лавочники. Устраивались и джигитовки: всадники на скачущих лошадях выполняли различные упражнения и трюки.

У дворов зажиточных казаков ставили столы. На общинные деньги покупали быков, резали их. Каждый приносил вина сколько мог. Здесь гуляли «сотнями», зазывали и прохожих.

Масленицу на Тереке сопровождал обряд, известный под названием «держать и брать города». Он совершался в гребенских и терских низовых станицах. Судя по названию, обряд имеет связь со взятием «снежного городка» на Масленицу у уральских казаков, а также в центральной России.

У гребенцов «брать город» означало следующее. Казаки на лошадях должны были прорваться сквозь строй девушек, которые стояли на скамьях или на возвышенности и, вооружившись длинными прутьями-палками, били казаков. При этом последние часто просили: «Нас бейте, только коней не трогайте!». Начало игры сопровождалось пением девушек. Обычно песня была о неразделенной любви. После каждой отбитой атаки песня возобновлялась.

Все жители станиц становились соучастниками праздника. На Масленицу атаки «на города» продолжались несколько дней и каждый день по нескольку раз, так как девушки сопротивлялись самым серьезным образом, били «в кровь». «Город» считался взятым, если всаднику удавалось дотронуться до девушки. В одних случаях она должна была поцеловать победителя, в других всадник имел право перецеловать всех девушек, что, однако, было практически недостижимо. Войсковые власти поддерживали этот обряд, который, по их мнению, развивал в казаках удаль и отвагу.

В станице Наурской излюбленным развлечением на масленичной неделе, была джигитовка, участвовать в которой могли не только казаки, но и казачки. «На второй, третий и четвертый день устраивали еще своеобразный маскарад. Чаще всего, мужчины, но иногда и женщины, нарядившись в изысканные костюмы, выезжали на площадь, где проводили различного рода военные упражнения, скачки и джигитовку. П.А. Востриков. Станица Наурская, Терской области, 1904 г.

В станице Ардонской конные соревнования устраивались в конце недели, в субботу: «несколько удальцов выезжают верхом на лошадях на большую улицу, сюда собирается много любопытных. Некоторые богачи кладут на землю монеты или другие предметы. Джигиты на полном ходу, поднимают предметы. В воскресенье картина изменяется: стрельба, крик и вообще всякий шум стихают; родственники и хорошие знакомы ходят друг к другу «прощаться». А. Гусев. Поверья, праздники, песни и сказки в станице Ардонской Терской области, 1893 г.

Организовывая городскую казачью масленицу в наше время, тоже можно провести этот обряд. Главное – найти удобную форму его проведения. Если обряд проводится в городе, на асфальтированной площадке, то можно поставить девушек кругом, в центре которого спрятать «невесту», а «жениху» предложить пробиться к ней. Можно выстроить девушек в ряд на лавочке, а казаки верхом на коне (понятно не настоящем, а лишь на палочке), постараются сорвать платок, что на плечах у казачек или поцеловать их. В общем, за неимением большого пространства, возвышенности, коней, тем не менее, мы не отказываемся от этой традиции, предварительно рассказав, как и зачем это делали наши предки.

Также, на Масленицу, казаки не сжигают чучело, и это существенно отличает казачью Масленицу от привычной. Лучше устроить конкурс масленичных столов, в котором будут участвовать учебные заведения, где есть казачья направленность – детские сады, школы, техникумы. Предложить конкурсантам накрыть оригинальный стол, используя рецепты казачьей кухни, а также представить свою задумку в казачьем стиле (это может быть и оформление, и казачья традиционная одежда, песня, танец, частушка). Готовясь к такому конкурсу, участники еще ближе познакомятся с казачьей культурой и традициями.

Традиционным блюдом казаков в Сырную неделю были блины, которые пеклись и жарились казачками ежедневно. В Наурской помимо блинов пекли ватрушки, в Ардонской — жарили орешки, в ряде станиц Терской области было принято делать вареники с сыром и творогом. В станице Ищерской девушки пекли блины в складчину, ходили друг ко другу в гости и устраивали «посиденки». Станица Ищерская, составлено на основании данных, представленных учительницами Бутовой и Лысенко, 1893 год.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *