МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАЗДНОВАНИЮ ПАСХИ
ГрантыисторияКазачьи обрядыКазачья культура 25.04.2022 Наталья Гребенькова 0
«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.
Реконструкция № 8.
В годовом цикле церковных праздников, Пасха занимает особое место у всех христианских народов, в том числе и у казаков. «Праздник праздников» был в казачьих станицах долгожданным и желанным, к его приходу готовились с особым усердием и трепетом.
Задолго до наступления праздника, все запасаются новой одеждой и обувью, или же чинят старую. Но приводили в порядок не только свои костюмы, наводили чистоту в хатах, белили, убирали на базу (во дворе), убирались в комнатах, чинили заборы и прочее.
Под Пасху в казачьих семьях устраивали поминание покойников с круговой чашей (чапуркой), причем первый глоток выливался на стол. Этот поминальный обычай – отголосок «кормления» умерших, которые должны позаботиться о будущем урожае.
На Тереке, как и в других местах, праздник праздников начинался с посещения церкви. Выходя из нее, все поздравляли друг друга, шли домой разговеться после длительного поста. К Пасхе обязательно пекли куличи, красили яйца, которые затем освящали в церкви. После обеда жители селений выходили на улицу, везде слышались возгласы «Христос воскресе!».
«Народ наполняет улицы, окружает раскрашенные качели, шумит вокруг кабака. Как все красочно и щегольски наряжены! Вот на углу улицы, шумная толпа игривых парней вдруг обнажила головы, и девушки скромно притихли. Это крестный ход идет. Каждый хозяин радушно приглашает батюшку к себе в дом отслужить благодарственный молебен. Всюду веселье, пляска и хороводные песни». П. Семенов. Станица Слепцовская, Владикавказского округа, Терской области, 1886г.
В каждом дворе или на площади устраивали качели. Каждый катающийся давал устроителю крашеное яйцо. За праздник таких даров набиралось несколько ведер.
В Наурской качели устраивались возле каждого дома, и кататься на них имели право только малые дети. А вот на станичной площади устраивались большие качели, на них катались молодежь и взрослые.
С Пасхи начинали «водить» хороводы. На Тереке хоровод приобрел свою специфику: собираются обыкновенно на станичной площади молодые девицы и парни, и становятся в круг; кто-нибудь из мужчин играет на гармонике и которая-нибудь из девушек бьет в медный таз (вместо бубна); в это время поочередно выходят пары и танцуют лезгинку.
Казаки и казачки играли в лапту, горелки, другие игры. Проигравшие катали победителей на себе, перенося их через улицу – на потеху станичникам. Основные праздничные гуляния устраивали на самой широкой улице. Чаще всего приходились они именно на день празднования Пасхи, хотя длились всю Светлую Седмицу – вплоть до Красной горки.
«На Пасху в мяч играли все: и дети, и взрослые. Женщины и мужчины выходят в нарядных костюмах на станицу, и здесь начинают игры в мяч. Тогда же бывают и другие виды развлечений. Там и сям разбросаны по зеленому покрову поля толпы народа. В одном кружке происходят танцы, в другом пение, в третьем музыка, поединки и т.п. Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все – от мала, до велика». П.А. Востриков. Станица Наурская Терской области, 1904 г.
Хороводные пасхальные песни.
Источник:
В. Пятирублев. Песни, поющиеся в станице Наурской. Учитель Наурского станичного училища. 1893г.
По вечерам девушки и молодые женщины, собравшись на улице и взявшись за руки, становятся в кружок. Одна из участниц, запевала, начинает хороводную песню, остальные подхватывают и идут кругом одна за другою сначала в одну сторону, а потом в другую сторону.
1. Пойду, млада, в темный лес,
Ой, диво, рано, в темный лес
(припев – со второю половиной каждого стиха),
Сорву, млада, кленовый лист,
Напишу я грамоту
По белому бархату,
Пошлю, млада, к батюшке,
К сударыне-матушке.
– “Сударь ты, мой батюшка,
Сударыня матушка,
Позвольте мне поиграть,
В хороводе поплясать!”
– “Играй мое дитятко,
Играй, мое милое:
Старой будешь – грать не будешь”.
– “Я старости не хочу,
В ногах ее столочу,
За ворота провожу
Собаками затравлю
Ой, диво, рано, затравлю
2. Перед пением следующих песен все участвующие в хороводе разделяются на две партии (если участвуют парни, то они присоединяются ко второй партии), становятся одна партия против другой и поют попеременно:
1 – Да чьи пашни паханы,
Ой, диво, рано паханы?
(припев с концом каждого стиха)
2 – Наши пашни паханы.
1 – Да чье просо сеяно?
2 – Наше просо сеяно.
1 – А мы коня выпустим
И просо мы вытравим
2 – А мы коня поймаем
1 – А мы коня выкупим
2 – Нам не надо выкупа
1 – А мы дадим сто рублей
2 – Нам не надо сто рублей
1 – А мы дадим тысячу
2 – Нам не надо тысячу
1 – А мы дадим старика-парика
2 – Нам не надо старика-парика
1 – А мы дадим старуху-стряпуху
2 – Нам не надо старуху-стряпуху
1 – А мы дадим молодца
2 – У нас свои водятся
1- А мы дадим девицу-красавицу
2 – Которую же девицу красавицу?
1 -Которая вам нравится
2 – Давайте нам девицу красавицу.
Первая партия заявляет второй, что девицу без войны не отдадут, и пение продолжается в том де роде:
1 – Кто с нами войну воевати?
2 – Мы с вами войну воевати
1 – Есть ли у вас войска наготове?
2 – Есть ли у вас сухари в сумках?
1 – Есть ли у вас коза в сарафане?
2 – Есть у нас и коза в сарафане?
1 – Есть ли у вас баба в хомуте?
2 – Есть ли у вас баба в хомуте.
1 – Есть ли у вас солдат с барабаном?
2 – Есть у нас солдат с барабаном
1 – Есть ли у вас конь оседланный?
2 – Есть у нас и конь оседланный.
1 – Есть ли у вас молодец на коне?
2 – Есть у нас и молодец на коне.
Из второй партии выбегает парень, врывается в первую, схватывает девушку и уводит в свою партию. Пение продолжается:
2 – К нашему полку прибыло,
Ой, диво, рано, прибыло.
1 – А в нашем полку убыло.
Ой, диво, рано, убыло.
Хоровод заканчивается. Обе партии сходятся вместе, берутся все за руки и идут по улице с песней:
По улице по широкой,
По муравое по зеленой
Выходила Иона жена молодая,
Выводила Ионова коня вороного,
Выносила седельце черкасское,
Да еще уздечко тесменое,
Провожала Иона в путь-дорожку,
В дальний путь – в царскую службу.
– “Да кто б пошел вместо Иона молодого,
Тому б отдала Ионова коня вороного,
Седельце черкасское и уздечко тесменное”.
Комментарии:
Пока нет комментариев.
Оставьте первый комментарий.