ЧЕРЕЗ ИСТОКИ – К БУДУЩЕМУ ЧЕРЕЗ ИСТОКИ – К БУДУЩЕМУ
Во многих школах Ставрополья в системе патриотического воспитания молодёжи изучаются история и традиции казачества. Шесть лет назад свою авторскую программу написала Елена Польшакова –... ЧЕРЕЗ ИСТОКИ – К БУДУЩЕМУ

Во многих школах Ставрополья в системе патриотического воспитания молодёжи изучаются история и традиции казачества. Шесть лет назад свою авторскую программу написала Елена Польшакова – педагог дополнительного образования краевого центра экологии, туризма и краеведения, а также Лицея №2 города Михайловска. Свою программу Елена Фёдоровна назвала простым и ёмким словом «Истоки». По её мнению, именно из народной культуры и знакомства с нею проистекает любовь к Родине. Обучение рассчитано на три года для детей с 8 до 11 лет, то есть со 2 по 4 классы.

Уникальная методика

Каждый учебный год педагог следует календарному циклу на основе исторических дат, православных праздников. Подача материала со временем углубляется и расширяется. В курс включены факты о победах нашего Отечества, героях и правителях России разных эпох. И ещё – культивируется доброта, ценность семейного очага, где глава семьи – отец-защитник, а его супруга – надёжный тыл и заботливая мама детей. Культурный код задаётся через прикладное творчество, понятное для детей младшего школьного возраста.

Вместе с Еленой Фёдоровной ребята изучают детали казачьего костюма. А театрализация – сценки, стихи и песни – помогает воспринять фольклор, традиции гостеприимства и жизненного уклада предков. Педагог сама шьёт детям костюмы, печёт пироги, с которыми её подопечные потом щедро встречают гостей!

На уроках аншлаг, дети тянут руки, с удовольствием поют песни, участвуют в постановках. Учитель оценок не ставит, вместо этого – вручает медали отличившимся. Елена Польшакова старается увлечь детей, чтобы занятия приносили им только радость.

– Из школы домой я возвращаюсь счастливым человеком, потому что вижу результат, – признаётся Елена Фёдоровна. – Дети – самые благодарные слушатели.

Залогом успеха учитель считает уникальное сочетание своей профессиональной методики: советской системы воспитания и народной казачьей педагогики. Чтобы этого достичь, понадобилась в буквальном смысле вся жизнь. В юности Елена и не предполагала, куда приведет её личная судьба, накрепко связанная с судьбой всей огромной страны.

Школа «Артека»

Лена родилась в селе Солёном Яшалтинского района Калмыцкой АССР. Находится оно недалеко от Ставрополья, и до 1957 года эти места даже входили в административные границы нашего региона. Там прошло детство, учёба в школе.
Во взрослом возрасте Елена Фёдоровна обратилась к своим корням, изучила историю села. Оно было основано летом 1863 года переселенцами из Воронежской и Курской губерний, с Дона и Полтавщины.

– Мои предки, малороссы, переселились на эти земли с территории современной Днепропетровской области, – вспоминает Польшакова. – Все от мала до велика говорили на суржике – смеси русского и украинского. Доходило до курьёзов – в школе на уроках преподавали на русском литературном, но за дверями класса тут же переходили на привычный южно-российский диалект. Иногда вспоминаю эту речь. С родственниками даже составляли словарик.

В юности Елена хотела стать филологом, но поступила в Ставропольский педагогический институт на исторический факультет с дополнительной специальностью – учитель английского языка. При институте тогда был факультет общественных профессий, и судентска пошла учиться ещё и на старшую пионерскую вожатую. После вуза молодого специалиста райком комсомола рекомендовал для участия в конкурсе на обучение вожатых всесоюзного лагеря «Артек».

Это была недостижимая мечта! Такое обучение проводилось редко – раз в восемь лет. Со всего края собрали 42 претендента. Все они прошли собеседование и медкомиссию.

– Помню, как нас собрали, и на вступительном слове говорят: «Кто-то из вас, здесь сидящих, победит». Я оглянулась на огромный зал и подумала: кто же этот счастливчик? А через пару недель мне сообщили, что я прошла!

Сто лучших из лучших педагогов со всего Советского Союза, а Елена – единственная от Ставропольского края. Погружение в учёбу 24 часа в сутки, много теории. Плюс бальные танцы, кухня народов СССР, песни на разных языках, краеведение Крыма – чему только ни учили! Педагоги – профессора, доктора наук, ведущие специалисты в своих областях. Наша девушка стала лауреатом конкурса бальных танцев вожатых «Артека», получила разряд по стрельбе из винтовки, разряд по художественной гимнастике, входила в знаменную тройку – витрину вожатых, которым надлежало встречать самых высоких гостей.

Вожатые лучшего лагеря Союза считались штучными, уникальными специалистами. После обучения – ещё два с половиной года работы в лагере на пять тысяч детей. Елена Фёдоровна получила колоссальный опыт на всю жизнь.

– Это второе высшее образование – методист по внешкольной работе и загородным пионерским лагерям. По тем временам редчайшая подготовка, – вспоминает Польшакова.

Поиск смыслов

Вернувшись на Ставрополье, она стала трудиться методистом в отделе внешкольной работы краевого министерства образования. Жизнь кипела. Молодость, энергия, новые знания – и десятки подчинённых министерству профсоюзных лагерей. А потом – крушение СССР.

– Моему сыну было всего полтора месяца, когда по телевизору вся страна, застыв от шока, смотрела балет «Лебединое озеро». Я сидела и думала: что же я буду делать, когда выйду из декрета с маленьким ребёнком на руках? Мы проснулись в другой стране, где всё рухнуло: от идеологии до системы воспитания.

Елена вернулась на работу, а пионеров больше не было. Население огромной страны начинало жить с нуля, нащупывая новые пути и подходы. Постепенно приспособилась и система воспитания. В новой России развивалось детское движение.

Появлялись детские организации, и Польшакова стала методистом по работе с ними. В Михайловске, наверное, многие помнят прекрасный казачий клуб «Типчак», его создателем стал Вячеслав Кагарлицкий. В 1990-е годы стали проводиться казачьи лагеря и смены. Люди искали опору и пытались возродить лучшее из далекого досоветского прошлого на новой основе.

– Я пришла к казачеству волей случая и благодарю за это судьбу, как и за «Артек». Мы искали новые формы воспитания детей и обратились к православным ценностям. Могу точно сказать, что казачество благодаря его связи с православием – очень нравственная система воспитания. В законах Божиих ты всегда найдешь ответ.

Елена Фёдоровна часто цитирует схиархимандрита Илия – старца Оптиной пустыни: «Хочешь служить – служи детям». Это стало её жизненным кредо. Польшакова прочла немало тематической литературы. На своих уроках опирается и на труды земляков: незаменимы книги казаков-писателей Петра Федосова, Витислава Ходарева. Помогают ей и новые наработки, например, гид-путеводитель «Маршруты казачьего Ставрополья», брошюра «Казачий взгляд», изданная михайловским энтузиастом краеведения Евгением Шуняевым.

Семьянин, гражданин, воин

Елена Фёдоровна любит тему Отечественной войны 1812 года. Тут и героический донской атаман Матвей Платов, и казаки-пластуны – разведчики. Рассказывает на уроках о казачестве в русско-турецких войнах, о кавалеристах Великой Отечественной войны. Воинская доблесть неразрывно связана с семейными и культурными ценностями. Так в сознании детей подлинным героем становится в самом широком смысле русский человек – семьянин, гражданин, воин.

Ещё одно высшее образование Елены Фёдоровны – детский практический психолог, социальный педагог. Эта профессия тоже помогает ей найти особый подход к детям. Она понимает, что не все пойдут в гуманитарные специальности, но исторический базис, примеры героев нужны каждому.

– В некоторых детях с рождения заложено историческое мышление, есть стремление работы с документами. Я им много чего приношу на уроки: предметы с историей, фотографии, летописи. Радует, когда вижу, как глазки у учеников блестят! – улыбается Елена Федоровна.

Она искренне благодарна своим коллегам: директору краевого центра экологии, туризма и краеведения Татьяне Зиме, заместителю директора центра по научно-методической работе Светлане Горшковой, заместителю директора центра по учебно-воспитательной работе Наталье Гапоновой, а также директору Лицея №2 Наталье Дементьевой, заместителю директора по учебно-воспитательной работе Наталье Григорьевой.

В программе «Истоки» для расширения детского кругозора и социализации предусмотрено взаимодействие с разными людьми, имеющими отношение к истории и православию. Привозили на уроки мобильный мультимедийный музей истории казачества – в очках виртуальной реальности ребята смотрят видеоролики с этнографическими реконструкциями казачьих обрядов, фильмы про кавалерийские дивизии Великой Отечественной войны. Елена Фёдоровна считает, что без такой поддержки её работа не была бы такой эффективной.

К слову, в детском коллективе есть ребята исламского вероисповедания. Им тоже интересно познавать казачью и православную культуру.

Случайности не случайны

Патриотизм воспитывается не только на исторических, но и на современных примерах. Ребята участвуют во Всероссийской акции «Письмо солдату». В прошлом году Елена Фёдоровна предложила детям самим выбрать, какому историческому персонажу адресовать послание. Многие дети написали легендарному полководцу, святому князю Александру Невскому. А в этом году они писали письма уже настоящим солдатам. Эти трогательные пожелания на бумаге получили казаки-добровольцы батальона Терского казачьего войска «Терек», которые сражаются сейчас на передовой.

Елена Фёдоровна уверена, что в жизни не бывает случайностей. Всё посылается человеку Богом, и наша задача – впитать лучший опыт и передать его детям. Мечта педагога – чтобы в нашей стране появилась система детских казачьих лагерей, в которых бы сочетались народные традиции и прекрасная советская воспитательная система по образцу «Артека».

Наталья Гребенькова. Фото из личного архива Елены Польшаковой.

Источник: газета “Шпаковский вестник”, № 4 2023 г.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *