«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической... МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАЗДНОВАНИЮ ПАСХИ

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция №  8.

В годовом цикле церковных праздников, Пасха занимает особое место у всех христианских народов, в том числе и у казаков. «Праздник праздников» был в казачьих станицах долгожданным и желанным, к его приходу готовились с особым усердием и трепетом.

Задолго до наступления праздника, все запасаются новой одеждой и обувью, или же чинят старую. Но приводили в порядок не только свои костюмы, наводили чистоту в хатах, белили, убирали на базу (во дворе), убирались в комнатах, чинили заборы и прочее.

Под Пасху в казачьих семьях устраивали поминание покойников с круговой чашей (чапуркой), причем первый глоток выливался на стол. Этот поминальный обычай – отголосок «кормления» умерших, которые должны позаботиться о будущем урожае.

На Тереке, как и в других местах, праздник праздников начинался с посещения церкви. Выходя из нее, все поздравляли друг друга, шли домой разговеться после длительного поста. К Пасхе обязательно пекли куличи, красили яйца, которые затем освящали в церкви. После обеда жители селений выходили на улицу, везде слышались возгласы «Христос воскресе!».

«Народ наполняет улицы, окружает раскрашенные качели, шумит вокруг кабака. Как все красочно и щегольски наряжены! Вот на углу улицы, шумная толпа игривых парней вдруг обнажила головы, и девушки скромно притихли. Это крестный ход идет. Каждый хозяин радушно приглашает батюшку к себе в дом отслужить благодарственный молебен. Всюду веселье, пляска и хороводные песни». П. Семенов. Станица Слепцовская, Владикавказского округа, Терской области, 1886г.

В каждом дворе или на площади устраивали качели.  Каждый катающийся давал устроителю крашеное яйцо. За праздник таких даров набиралось несколько ведер.

В Наурской качели устраивались возле каждого дома, и кататься на них имели право только малые дети. А вот на станичной площади устраивались большие качели, на них катались молодежь и взрослые.

С Пасхи начинали «водить» хороводы. На Тереке хоровод приобрел свою специфику: собираются обыкновенно на станичной площади молодые девицы и парни, и становятся в круг; кто-нибудь из мужчин играет на гармонике и которая-нибудь из девушек бьет в медный таз (вместо бубна); в это время поочередно выходят пары и танцуют лезгинку.

Казаки и казачки играли в лапту, горелки, другие игры. Проигравшие катали победителей на себе, перенося их через улицу – на потеху станичникам. Основные праздничные гуляния устраивали на самой широкой улице. Чаще всего приходились они именно на день празднования Пасхи, хотя длились всю Светлую Седмицу – вплоть до Красной горки.

«На Пасху в мяч играли все: и дети, и взрослые. Женщины и мужчины выходят в нарядных костюмах на станицу, и здесь начинают игры в мяч. Тогда же бывают и другие виды развлечений. Там и сям разбросаны по зеленому покрову поля толпы народа. В одном кружке происходят танцы, в другом пение, в третьем музыка, поединки и т.п. Европейские танцы мало распространены, зато лезгинку здесь танцуют почти все – от мала, до велика». П.А. Востриков. Станица Наурская Терской области, 1904 г.

Хороводные пасхальные песни.

Источник:

В. Пятирублев. Песни, поющиеся в станице Наурской. Учитель Наурского станичного  училища. 1893г.

По вечерам девушки и молодые женщины, собравшись на улице и взявшись за руки, становятся в кружок. Одна из участниц, запевала, начинает хороводную песню, остальные подхватывают и идут кругом одна за другою сначала в одну сторону, а потом в другую сторону.

1. Пойду, млада, в темный лес,

Ой, диво, рано, в темный лес

(припев — со второю половиной каждого стиха),

Сорву, млада, кленовый лист,

Напишу я грамоту

По белому бархату,

Пошлю, млада, к батюшке,

К сударыне-матушке.

— «Сударь ты, мой батюшка,

Сударыня матушка,

Позвольте мне поиграть,

В хороводе поплясать!»

— «Играй мое дитятко,

Играй, мое милое:

Старой будешь — грать не будешь».

— «Я старости не хочу,

В ногах ее столочу,

За ворота провожу

Собаками затравлю

Ой, диво, рано, затравлю

2. Перед пением следующих песен все участвующие в хороводе разделяются на две партии (если участвуют парни, то они присоединяются ко второй партии), становятся одна партия против другой и поют попеременно:

1 — Да чьи пашни паханы,

Ой, диво, рано паханы?

(припев с концом каждого стиха)

2 — Наши пашни паханы.

1 — Да чье просо сеяно?

2 — Наше просо сеяно.

1 — А мы коня выпустим

И просо мы вытравим

2 — А мы коня поймаем

1 — А мы коня выкупим

2 — Нам не надо выкупа

1 — А мы дадим сто рублей

2 — Нам не надо сто рублей

1 — А мы дадим тысячу

2 — Нам не надо тысячу

1 — А мы дадим старика-парика

2 — Нам не надо старика-парика

1 — А мы дадим старуху-стряпуху

2 — Нам не надо старуху-стряпуху

1 — А мы дадим молодца

2 — У нас свои водятся

1- А мы дадим девицу-красавицу

2 — Которую же девицу красавицу?

1 -Которая вам нравится

2 — Давайте нам девицу красавицу.

Первая партия заявляет второй, что девицу без войны не отдадут, и пение продолжается в том де роде:

1 — Кто с нами войну воевати?

2 — Мы с вами войну воевати

1 — Есть ли у вас войска наготове?

2 — Есть ли у вас сухари в сумках?

1 — Есть ли у вас коза в сарафане?

2 — Есть у нас и коза в сарафане?

1 — Есть ли у вас баба в хомуте?

2 — Есть ли у вас баба в хомуте.

1 — Есть ли у вас солдат с барабаном?

2 — Есть у нас солдат с барабаном

1 — Есть ли у вас конь оседланный?

2 — Есть у нас и конь оседланный.

1 — Есть ли у вас молодец на коне?

2 — Есть у нас и молодец на коне.

Из второй партии выбегает парень, врывается в первую, схватывает девушку и уводит в свою партию. Пение продолжается:

2 — К нашему полку прибыло,

Ой, диво, рано, прибыло.

1 — А в нашем полку убыло.

Ой, диво, рано, убыло.

Хоровод заканчивается. Обе партии сходятся вместе, берутся все за руки и идут по улице с песней:

По улице по широкой,

По муравое по зеленой

Выходила Иона жена молодая,

Выводила Ионова коня вороного,

Выносила седельце черкасское,

Да еще уздечко тесменое,

Провожала Иона в путь-дорожку,

В дальний путь — в царскую службу.

— «Да кто б пошел вместо Иона молодого,

Тому б отдала Ионова коня вороного,

Седельце черкасское и уздечко тесменное».

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *