ХЛЕБ ПРЕЛОМЛЕННЫЙ. КАК КАЗАКИ ДОНБАССУ ПОМОГАЮТ ХЛЕБ ПРЕЛОМЛЕННЫЙ. КАК КАЗАКИ ДОНБАССУ ПОМОГАЮТ
Казаки Ставрополья без заминки ответят на популярный этой весной вопрос «где вы были последние восемь лет»: в разъездах между родным краем и Донбассом. С... ХЛЕБ ПРЕЛОМЛЕННЫЙ. КАК КАЗАКИ ДОНБАССУ ПОМОГАЮТ

Казаки Ставрополья без заминки ответят на популярный этой весной вопрос «где вы были последние восемь лет»: в разъездах между родным краем и Донбассом. С самого начала украинских событий энтузиасты собирали и доставляли в ЛНР и ДНР гуманитарную помощь. Специально для «НацАкцента» в канун Светлой Пасхи Наталья Гребенькова рассказывает о своих земляках, которые с 2014 года и по сей день возят «хлеб насущный» в самое пекло.  

«Не хлебом единым жив человек» — так говорят в народе, когда хотят напомнить о том, что есть нечто поважнее, чем материальные блага. Но иногда и простой земной «хлеб» становится чем-то большим, чем пища и переходит в проявление высшего служения ближнему – «за други своя». Разделить хлеб с тем, кому трудно – то же самое, что разделить беду. Под грохотом артиллерии и свистом пуль это перестает быть красивой метафорой.

В канун Святой Пасхи хочется вспомнить слова Евангелия от Матфея: «…Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

О что, как казаки Ставрополья с 2014 года собирают и отвозят гуманитарную помощь в многострадальные Луганскую и Донецкую народные республики хорошо известно в узких кругах. Именно в узких, потому что те, кто действительно занимается этим не за страх, а за совесть, делает свое дело не напоказ.

Скорая и братская

Такой Евгений Мохов – казак, обычный предприниматель из села Арзгир. С 2014 года помощь людям и бойцам там, где собирают жатву смерть и голод, стали его миссией. Но он не называет то, что делает такими громкими словами. Просто живет и день за днем помогает тем, кто уже почти забыл, каково это – пища и тепло, кров и безопасность… Мирная жизнь.

О Евгении в сети есть несколько скупых журналистских текстов. А между тем за его плечами – тысячи километров опасных дорог, разрушенных за минувшие 8 лет городов и поселков. Антрацит, Дебальцево, Красный Луч, Донбасс и Луганск – лишь некоторые из них. Он отвез тонны и тонны продуктов, лекарств, вещей и даже рисунков детям от их ставропольских сверстников. Каждый раз он едет снова, потому что… Ну как забыть ребят, у которых погибли родители, как вычеркнуть из памяти одиноких голодных стариков? Писали СМИ и о том, как однажды Евгений Мохов возложил венок от земляков на кургане Саур-Могилы, у подножия мемориала Героям Великой Отечественной войны, разбитого артогнем.

Грузовая «Газель» Евгения как скорая и братская помощь везет и везет по военным дорогам все, что собирают неравнодушные люди, и то, что он из своих средств передает нуждающимся как предприниматель.

Евгений Мохов и Дмитрий Денисенко у машины

Евгений Мохов и Дмитрий Денисенко у машины

Об апрельской поездке рассказал его соратник — атаман казачьего общества села Рагули Дмитрий Денисенко. Он познакомился с Евгением Моховым в 2016 году.

Я тогда вернулся из ополчения на Донбассе, а Евгений уже возил туда гуманитарную помощь, — рассказывает Дмитрий Иванович. – Мы с казаками делали конный переход в честь Великой Победы. Он ехал мимо, увидел казаков на конях и остановился, мы пообщались.


Потом они уже вместе не раз возили гуманитарные грузы.

— Вы только пишите не про меня, а расскажите о Мохове, — просит Дмитрий Денисенко. — Я со всей ответственностью могу сказать, что не встречал в Ставропольском крае такого человека, который с первых дней, с 2014 года сам стал собирать и возить помощь, не ждал никаких организованных колонн. Наверное, такие люди есть, но я знаю Евгения. За него и скажу. Загрузил газель и повез. Он тратит и свои личные средства, и то, что переводят ему знакомые, друзья с миру по нитке. И так ездил он больше 30 раз уже. Я прикинул – не меньше 100 тонн груза он лично перевез. В 2014 году он начал строить дом и не достроил. Я считаю, что это героический человек. Сам он об этом, конечно, не скажет.

После начала специальной военной операции Дмитрий и Евгений присоединились к колонне Терского войскового казачьего общества, когда в начале марта 2022 года почти 100 тонн гуманитарного груза было собрано в рамках акции «Кавказ за наших», инициированной аппаратом полномочного представителя Президента РФ в СКФО. Колонна ехала трое суток во главе с терским атаманом Владимиром Кузнецовым.

Потом, в апреле, Евгений Мохов сделал еще два самостоятельных рейса.

Там очень плохие дороги, — со вздохом говорит Дмитрий Иванович. — Женя поставил новые скаты, и за две поездки вышла из строя вся резина, диски полопались. Так-то все достается, эти проблемы он ведь решает сам. А все, что люди дают – до копеечки отвезет. Потому что знает — за все придется отвечать перед Богом.

От голода – под пули

В этот рейс часть гуманитарного груза с Евгением в дорогу передали казаки Георгиевского районного и Незлобненского станичного казачьих обществ. Они тоже не оставляют в беде жителей и бойцов ЛДНР с 2014 года. В поездку под началом атамана ТВКО в марте 2022-го они отвезли 30-тонную фуру. В этот же день их «Газель» через Крым отвезла две тонны сухпайков на базу 247-го Кавказского казачьего десантно-штурмового полка. В апрельскую поездку казаки передали Евгению Мохову полторы тонны продуктов, 300 пар обуви для детей в интернат, 20 комплектов спальников, карематы, резиновые сапоги, армейские сидушки, перчатки, стельки и, конечно, такие нужные медикаменты.

Вещи и продукты, собранные казаками Георгиевского района и станицы Незлобной Ставрополья. Евгений Мохов уже доставил их нуждающимся.

Вещи и продукты, собранные казаками Георгиевского района и станицы Незлобной Ставрополья. Евгений Мохов уже доставил их нуждающимся.

Футболки с эмблемой Терского казачьего войска и чехлы на карематы сшили девушки из ателье «Казачья вольница» села Краснокумского, — говорит атаман Георгиевского районного казачьего общества Андрей Калиткин. – Мы знаем Евгения, он всегда доставляет адресно, в нужное место. И такой человек, что не станет афишировать. Он давно делает большое доброе дело.


Евгений Мохов привозит помощь точечно, потому что уже хорошо знает территорию, проехал буквально всю передовую, не раз был под обстрелами и бомбежками, возил в грузы в воинские подразделения, детские дома, интернаты – всего не перечислишь.

…Казаки довезли ценный груз в город Рубежный, когда там еще шли обстрелы и бомбежки, поэтому попасть туда можно было только в сопровождении российских военных. На одной из присланных фотографий видно, как местные жительницы бегут, пригнувшись – в этот момент неподалеку произошел взрыв.

Тот самый момент бомбежки – люди инстинктивно пригибаются от звуков обстрелов.

Тот самый момент бомбежки – люди инстинктивно пригибаются от звуков обстрелов.

Не представляете, какие люди голодные. Так жажда и голод выгоняют их под пули из подвалов. Они бегут и бегут. Бегут в школу за продуктами, голодные, холодные, без воды… Кто-то говорит «не надо возить». А как не надо, когда люди бегут? — рассказывает о поездках Дмитрий Денисенко.

Обыкновенные макароны здесь ждут как манну небесную.

Обыкновенные макароны здесь ждут как манну небесную.

Еще пункт назначения апрельской поездки — один из казачьих батальонов, имени прославленного донского атамана Матвея Платова. Там с продуктами было более-менее нормально, но не хватало раций, разгрузок, шлемов, касок и бронежилетов. Проехали по нескольким селам, завезли долгожданную помощь в мужской монастырь. Отдали хлеб, макароны, сгущенку, консервы. Настоятель монастыря архимандрит Варфоломей с братией тепло встретили.

По словам Дмитрия Денисенко, в поселениях, где еще вчера шли бои, жители поначалу очень настороженно относились к помощи. Говорили: «У нас все есть», и явно боялись подходить.

— Они потом подходили, не сразу. Передали мы им обувь детскую, лекарства. Там медсестра как бы за старшую по селу осталась. Просила не снимать и не называть имен. Приехали мы с ней в медпункт, разгрузили все. И тогда начали подходить люди, распаковывать. Медикаментов везде не хватает, люди подходят, спрашивают от сердца, от давления. Мы там и пульс проверяли им, и давление мерили, что было у нас с собой – всем делились. Говорят все: «Терцы, молодцы, дай Бог вам здоровья».

Жители приходят за помощью не сразу.

Жители приходят за помощью не сразу.

Чтобы помнили — снова

Историй о покалеченной войной земле на самом деле столько, что хватит на сотни статей, книг и страшных документальных фильмов. Когда-нибудь все они обязательно будут рассказаны. Чтобы помнили снова.

Дмитрий Денисенко лишь в нескольких штрихах рисует повседневную жизнь:

Гражданские люди выскочили за водой на родник, набрали и идут через дорогу, а мы на углу стоим. Они нас просят: «Пожалуйста, казаки, мы боимся, помогите нам пройти». Я взял водичку по 5 литров в одну руку, квартала два так прошли, довел их. Они поблагодарили, смотрю – бегут чеченцы, там пост у них. Раз — подскакивают, просят документы. Я казачье удостоверение показал. «Ты казак?» — спрашивают. «О, пусть идет казак!» Поговорили с ним, он оказался из Грозного. Понимаете, как важно сейчас единство? Чтобы мы вместе смогли все это преодолеть, нужно быть сейчас едиными как никогда…

Прифронтовой пейзаж

Прифронтовой пейзаж

…На видео, снятом в пункте доставки, звуки обстрелов не прекращаются ни на секунду. Привезенную гуманитарку быстро, перебежками, уносят люди. В тяжелую годину и самая обыкновенная вермишель – больше чем «хлеб единый». Там сегодня кто-то будет ею сыт и жив.

Наталья Гребенькова.
Фото из личного архива Евгения Мохова, Дмитрия Денисенко и Андрея Калиткина.

На заглавном фото — Евгений Мохов и Дмитрий Денисенко с архимандритом Варфоломеем.

Источник: «Национальный акцент».

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *