Галерея «оживших» атаманов. Спецпроект «Казачье единство» Часть 1. Галерея «оживших» атаманов. Спецпроект «Казачье единство» Часть 1.
Сегодня есть немало сервисов, которые позволяют сделать цветным черно-белое фото, уже не говоря о полной цифровой реставрации. Набирает популярность ресурс, с помощью которого можно... Галерея «оживших» атаманов. Спецпроект «Казачье единство» Часть 1.

Сегодня есть немало сервисов, которые позволяют сделать цветным черно-белое фото, уже не говоря о полной цифровой реставрации. Набирает популярность ресурс, с помощью которого можно в два клика «оживить» снимок или портрет. Мимика, движения глаз, легкие повороты головы и даже улыбка создают трогательный образ человека из другой эпохи, с которым мы никогда не виделись.

Так можно обработать, например, старинные фото предков и посмотреть на наших дедов и прадедов, воочию представив, какими они могли быть в жизни. Единственное, но важное условие – более-менее приличное качество фото в анфас.

Мы решили «оживить» некоторых атаманов, чтобы показать, как это работает, а заодно повидаться с давно ушедшими в вечность легендарными персоналиями казачьей истории. К сожалению, многих представить не удалось из-за отсутствия подходящих портретов.

1. Разин Степан Тимофеевич

Легендарный герой песен и сказаний, известный по всем мире Стенька Разин родился на Дону в станице Зимовейской в 1630 году в крепкой, зажиточной семье. Удачливый, сильный, отважный и, по всей видимости, внешне красивый казак был широко известен на своей донской родине. Его юность и зрелость пришлись на время стремительного сокращения казачьих вольностей со стороны власти: Дон терял свободу, постепенно встраиваясь в российскую государственность.

Успешные походы «за зипунами» в Персию, затем в Астрахань против царских сил привлекали к нему сторонников казаков и беглых крестьян. Идеология Степана Разина, обличавшего «изменников-бояр», была созвучна простым людям, мечтавшим о свободе. Локальный казачий бунт быстро вырос в огромное крестьянское восстание, охватившее территории между Окой и Волгой. Бунтующие убивали помещиков и воевод, захватывали поселения и создавали собственные органы власти по принципу казачьего самоуправления. Личность Разина оставила в истории и народной памяти неизгладимый след. Его отвага и мужество нашли отражение в народном творчестве, искусстве и литературе, его имя носят некоторые хутора по Волге.

2. Пугачев Емельян Иванович

Как и Разин, Пугачев был тоже уроженцем донской станицы Зимовейской. Его жизнь описана биографами достаточно подробно. Во время его скитаний в попытках избежать надоевшую службу, Емельян Иванович в конце 1771 г. оказался на Тереке и был принят в Терское семейное войско, так как местные казаки не знали, что он был беглым. Пугачев некоторое время жил в станицах Дубовской и Ищерской, но 9 февраля 1772 г. был пойман при выезде из Моздока.

Мятежный донской казак, известный по школьным учебникам, как самозванец, развязавший Крестьянскую войну 1773-1775 годов, на самом деле ратовал за возвращение привилегий казачеству и полное освобождение крепостных крестьян. Идеалист, мечтавший о государстве на принципах казачьей демократии, без рекрутчины, налогов и податей, был выдан своими же сподвижниками, приговорен к четвертованию и казнен 21 января 1775 года на Болотной площади.

3. Нечай Данила

Данила Нечай в нашем сегодняшнем понимании — герой совсем седой казачьей древности. Абсолютно былинный и лихой украинский воин, Нечай остался в источниках как «национальный идеал казацкого рыцаря». Соратник гетмана Богдана Хмельницкого и яростный участник Освободительной войны украинского народа против польской шляхты 1648-1654 гг., Нечай рубился во всех известных сражениях, штурмовал крепости и везде показывал прекрасную тактическую выучку, знание военного дела и бесстрашие.

Вместе с тем, он был до крайности независим в политических суждениях, часто в резкой форме упрекая гетмана в уступках полякам. Их споры порой были настолько остры, что едва не переходили в рукопашную схватку.
Погиб храбрый Нечай как и положено казаку – в жестоком бою сраженный шляхетской пулей во время поднятого им массового восстания на Подолье. Его смерть вызвала бурное ликование среди поляков, ведь он был не просто отважным воином и смельчаком, а самым непримиримым противником мира с Речью Посполитой.

4. Чепега Захарий Алексеевич

Биография Захарии Чепеги охватывает важнейший переломный исторический период: он начал свой жизненный путь боевым казаком легендарной Запорожской Сечи и продолжил его уже в эпоху переселения черноморцев на Кубань. Под началом Чепеги проходило основание Екатеринодара и многие ключевые моменты закрепления Российской Империи на Западном Кавказе. Хотя Захарий происходил из знатного рода, он был абсолютно неграмотным. Но своими боевыми заслугами заслужил личное покровительство светлейшего князя Потемкина Таврического. Им же был лично представлен самой императрице Екатерине II во время ее посещения Тавриды.

Позже, за взятие Измаила она пожалует ему два ордена — святого Георгия и святого Владимира и украшенную драгоценными камнями саблю.
Охрана границ, русско-турецкая война, взятие Очакова, штурм Измаила – далеко не полный перечень славной военной судьбы Захарии Чепеги.

5. Бакланов Яков Петрович

Сказать, что Бакланов — настоящая казачья легенда – ничего не сказать. Для казаков он еще при жизни стал национальным героем и остается им до сих пор.
Будущий Герой Кавказской войны, Яков Бакланов появился на свет 15 марта 1809 года в станице Гугнинской (Баклановской) Донского Войска. Говорят, что в пять лет он мог сбить стрелой орла в полете. А во взрослом возрасте легко разрубал шашкой врага одним ударом от головы до седла.
Рос отчаянно смелым парнем и уже с 14 лет сопровождал на службу своего отца, находясь с ним в походах.
С 1857–1860 годов Яков Петрович Бакланов занимал должность походного атамана донских казаков на Кавказе. Горцы называли его «Даджал» (черт, сатана) и «Баклю» (лев).

Подвиги и внешность его наводили ужас: человек двухметрового роста, с огромными кулаками и грозным лицом в оспинах, с лохматыми усами-бакендардами. Такой же леденящий страх вызывало боевое баклановское знамя – черный флаг с головой Адама (черепом), двумя перекрещенными костями и надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь».
О героических подвигах Якова Петровича написано много, а его жизнь достойна любого приключенческого романа и экранизации.

Продолжение следует.

Авторы:

Текст: Наталья Гребенькова. Подбор персоналий и обработка фото: Алёна Глазунова.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *