«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической... Методические рекомендации к обряду «Батькина каша»

«Мост времен: казачьи обряды от предков – потомкам» — это проект Благотворительного фонда «Хоперцы», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Он посвящен этнографической реконструкции 9 казачьих обрядов Терских, Кубанских и Донских казаков: Колядки (Христославки), Колядки (щедровки), Посажение на коня, Батькина каша, Кораблик на Троицу, Масленица, Проводы, Сватовство, Пасха.

Реконструкция № 3

Когда девочке исполнялось три года, в курене собиралась вся родня и все подруги матери. Весь мужской состав покидал жилище, и в доме оставались одни женщины. Они по-особому наряжались, одевались в яркие цвета, украшали курень лентами, платками, венками. Затем во всей «походной справе» месили тесто, пекли пироги, вышивали кукол, пели песни, гутарили о любви, о замужестве, о материнстве. Малая девчушка принимала участие во всех процедурах, ей давали месить, шить, заплетать косу. Она сама готовила «Батькину кутю» (кашу для отца), кутя была разносольная, с добавление всего, что ни есть в доме: и соли, и перцу, и горчицы. По окончании дня батя должен был съесть угощение, причем чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает дочь во взрослой жизни. Все в символичной форме, шутливо, но по-взрослому.
Самое главное в этом обряде то, что девочке показывали пример материнства, пример женского начала, чего-то доброго, светлого и родного.

Сценарный ход

  1. Девочки с мамами собираются недалеко от стола.
  2. Маша: — Здорово дневали, дорогие девочки и матери! Встречаю вас я – ваша старшая сестра. Старшую сестру маленькие дети называли «Няней» и на «Вы», как и родителей, бабушек и дедушек. Няня – девушка на выданье, уже занимается в доме хозяйством наравне с матерью, тетками и бабушками. Няня следит за детьми, постепенно обучает их домашней работе.

Сегодня каждая из вас пройдет обряд, который называется «Батькина каша».

— Когда девочке исполнялось три года, она должна была сама сварить свою первую необычную кашу. Необычность этой каши заключалась в том, что она должна быть невкусной: соленой, перченой и горькой. Эту кашу девочка варила для своего любимого папы, поэтому она так и называлась – батькина каша. Батя должен был съесть угощение, причем чем больше горькой каши он съест, тем меньше горести испытает его дочь во взрослой жизни.

Няня обращается к каждой девочке для знакомства и задает 1-2 простых вопроса:

— Как зовут тебя? Ты помогаешь маме? Что ты делаешь по дому —  подметаешь, мусор выносишь, пыль вытираешь? А кашу варить пробовала?

  • Готовят стол:

— накрывают скатертью,

— расставляют тарелки,

— раскладывают ложки,

— высыпают в отдельную посуду соль, перец, горчицу.

В это время ансамбль исполняет песни.

  • Казаки несут казан с кашей. Маша: — А вот и наша каша подоспела!
  • Девочки проходят к столу:

— Маша раскладывает большой ложкой кашу в тарелки девочкам,

— девочки по очереди солят, перчат и размешивают кашу.

В это время ансамбль поет.

  • Выстраиваем отцов. Напротив выстраиваются девочки с тарелками в руках. Маша: — Ешьте, батьки, горьку кашу! Да не плачьте, да не морщитесь! Хвалите, да улыбайтесь! Съедайте до крошечки, чтобы доченькам меньше горького в жизни досталось!
  • Девочки по очереди подносят кашу отцу, угощают. Если отец не поморщился, казаки кричат «Любо»!
  • Маша: А на память вам об этом дне – вот эти переднички! Повяжите, мамы, своим дочкам переднички! Да если будут дочки не слушаться, напоминайте им почаще: — Ты кашу горькую варила? Отца кормила? Неси девичью честь высоко, старайся! С Богом!

А теперь несколько советов. Девочки, участвующие в обряде, должны быть одеты не в джинсы или шорты. Если есть традиционные кубельки или парочки, это только приветствуется. Если нет, то любая девочка с радостью нарядится в своё любимое платье. Папы – казаки, соответственно одеты в традиционную казачью одежду.

Для подготовки вам понадобится большой стол или два, три маленьких, накрытых скатертью, посуда – глубокие, но не большие тарелки или пиалы, ложки, специи – соль, перец, сухая горчица и каша. Кашу можно приготовить заранее, либо на костре, либо дома. Идеально будет, если каша подгорит. Мы делаем гречневую, но думаю, что можно и любую другую. Каши должно быть много, пусть лучше останется. Масло не кладем.

Если девочек немного, и вы проводите обряд в месте, где разрешено разжигать костер, варите кашу вместе с девочками, пусть они участвуют в процессе лично. Если для кого-то это будет их первая каша – это то, что нужно!

В процессе необходима взрослая помощница, которая поможет не растеряться особенно малышкам. А также, проследит, чтобы от переизбытка специй, каша не изменила свой естественный вид.

Девочкам можно подарить свидетельство о прохождении обряда и тематический сувенир, например хохломскую ложку или фартук на кухню.

         Хорошо будет заранее ознакомить родителей девочек с ходом и символикой обряда и дать им прочесть следующую памятку.

Уважаемые родители!

Принимая решение о том, что ваши дочери будут участвовать в казачьем обряде «Батькина каша» просим вас принять к сведению следующую информацию.

Этот старинный обряд имеет глубокое символическое значение для казаков и казачек. Он воскрешен из небытия после длительного периода забвения, после многих десятилетий советского периода нашей истории. Издревле предки современных казаков серьезно готовились к этому обряду в семейном кругу. Это был не шутовской маскарадный праздник для детей, а особый день в жизни каждого ребенка, в жизни каждой семьи. В день, когда в сознание ребенка, маленькой казачки вкладывалось: ты – казачьего рода, у тебя особая судьба и особое будущее, вся твоя жизнь будет подчинена казачьей жизни и православной вере.

Современные потомки казаков и продолжатели старинных казачьих традиций, проводя сегодня этот обряд для своих детей, ставят своей целью ни в коем случае не превратить то, что было свято для предков, в красочное и поверхностное шоу. В частности, в своей общине казаки допускают к участию в обрядах тех детей, родители которых принимают постоянное участие в казачьей жизни, ходят в храм, дети которых посещают воскресную школу и приобщаются к казачьим традициям.

Мы приглашаем к участию всех желающих и с удовольствием поделимся с вами драгоценными самоцветами вековой мудрости казачества, красотой старинных обрядовых действий в первую очередь для того, чтобы каждый из взрослых и детей проникся уважением к сохранению почти утраченной, реликтовой казачьей культуры, полюбил ее и захотел прикоснуться к ней вновь.

Если ваши дети пройдут через эти казачьи традиции осмысленно, вместе с вами примут их своей открытой детской душой и чистым сердцем, то возможно им будет интересно познание казачьей культуры и дальше. Если же вы не ощущаете внутри себя глубокого восприятия и осознания казачьей традиционной культуры, то возможно будет лучше объяснить вашим детям заранее, что в обряде по-настоящему участвуют дети казаков, а мы с тобой сегодня просто изучаем новое для нас и познаем чужую культуру, катаемся на коне, а заодно фотографируемся на память.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *