В свободное время мы украшаем Россию В свободное время мы украшаем Россию
Татьяна Шевела, руководитель детского казачьего объединения «Терек», Лицей казачества имени А. Ф. Дьякова. — Как дети попадают казачье объединение «Терек»? Иногда дети приходят из... В свободное время мы украшаем Россию

Татьяна Шевела, руководитель детского казачьего объединения «Терек», Лицей казачества имени А. Ф. Дьякова.

Как дети попадают казачье объединение «Терек»?

Иногда дети приходят из других школ, записываются именно в наше казачье объединение. В Железноводске есть типа молодежной сотни, они занимаются. Приходят на круги, либо участвуют в мероприятиях, проводимых Железноводским городским обществом, либо епархией.

— С чего для вас все началось?

Изначально я работала в пятой школе, также в Железноводске, преподавала историю, обществознание. Вообще начинала как заместитель директора по воспитательной работе. Тогда еще были организаторы. Пионервожатые. И развито было КВНовское движение. А потом уже, после декрета, я вышла сюда, в казачий лицей, работать воспитателем. И попала сюда воспитателем в общежитие при лицее, работать с иногородними казачатами, которые проживают в общежитии. С этого началась моя деятельность.

Сначала воспитатель, потом мы начали заниматься военно-патриотической работой. Стала вникать во все казачьи нюансы, военно-патриотическое направление с казачьей направленностью как было связано.

Потом уже участие в соревнованиях. Сначала участие, потом мы уже стали занимать призовые места, если ежегодно участвовали. Так всю специфику и познали. И дальше уже работа с казачатами из других регионов и с детьми, которые обучаются в лицее.

— Приходилось заниматься самообразованием, чтобы выстроить работу?

Ну, в принципе да. Также помогали все равно люди, работающие с этими детьми, потому что специфика такая, что дети приезжали из Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Чечни. Причем, в общежитии дети были даже разных национальностей. Это были и мусульмане. То есть, надо быть знать не только казачье, православие, но и знать также и другие религии, если вдруг такие дети у нас попадутся. Они проживали с нами и точно также соблюдали все свои традиции. Поэтому, конечно, самообразование, и опыт тех воспитателей, учителей. Которые с ними работали на протяжении стольких лет, пока я не пришла сюда работать. И учились дальше, смотрели как работают другие казачьи корпуса, общались с ними, с офицерами-воспитателями, когда встречались на каких-то семинарах, круглых столах или на соревнованиях, обменивались опытом.

— Что служит мотивацией в воспитании детей?

Увидеть, кем они стали. Чтобы не зря было потрачено время. Как я говорю: может быть, вы чье-то место здесь занимаете? Подумайте, стоит ли вам здесь находиться, если вы пришли. Потому что последние пять лет дети приходят осознанно. Не то, что родители их засовывают, потому что нужна им дисциплина или еще что-то. В 90% случаев дети приходят сами. Вот как в этом году мальчик пришел – родители были в шоке. Сказали: он нашел на сайте, сам захотел попробовать это. Ну пожалуйста, пусть пробует. То есть, они приходят осознанно, и они понимают конечную цель: что дальше они в будущем видят, и стремятся к ней.

— Кем становятся воспитанники?

Стараются поступать именно в военные учебные заведения. Если по каким-то показателям – в основном медицинским, либо маленькие баллы по ЕГЭ – не проходят, они ищут гражданские специальности, но с военной кафедрой. Если девушки, то связанное с МЧС, с медициной. Связь тоже самое. Даже вплоть до того, что спрашивали девочки, как на контракт пойти работать и какое учебное заведение надо им закончить для этого. Поэтому, все видят себя военными, они и приходят сюда осознанно, чтобы дальше идти. Если и гражданские, то опять же, связанные с информатизацией, с техникой, с безопасностью. Что-то такое, на этом поприще.

— Какой у них распорядок дня?

Ну, если мы берем общежитие лицея и детей, которые там проживают, по типу кадетского корпуса, то они живут по режиму дня. С 6.30 часов — зарядка, дальше все процедуры – купание, форма, построение, молитва, завтрак и потом учеба. После учебы уже начинается у них дополнительное образование. У них есть время для самоподготовки, для кружковой деятельности и время для дополнительных занятий у тех. Кто готовится к экзаменам. Это отдельно все распределено. До семи вечера они находятся в лицее, у нас есть специальный казачий класс, где они выполняют домашние задания, учатся, и потом они переходят обратно в спальный корпус, где готовятся ко сну. Там есть спортивная комната, где они могут заниматься спортом, на тренажерах, там есть пин-понг, подтягивание – все для того, чтобы часа два позаниматься спортом и потом у них отбой. Но перед этим еще у нас есть просмотр программы «Время» и вечерняя молитва. После этого уже все укладываются спать. В выходные дни в храм ходили.

Сейчас это сложно из-за определенных ограничений по нахождению в общественных местах. Утром также молитва, батюшка приходит на неделе пообщаться с детьми. Мы выбираем время и сдвигаем самоподготовку с детьми, чтобы пообщаться с батюшкой. А в выходные дни в зависимости от погодных условий мы смотрим.

Либо это спортивные игры в лесу, соревнование по ориентированию, посещаем города, в которых они не были: прогулка, посещение музея. В любом случае, не сидим на месте. Хорошая погода была – занимались строевой, рубили бутылки, новых казачат обучали стрельбе, фланкировке, какие-то игры между собой устраивали.

— Как проходит подготовка к краевым соревнованиям в течение года?

В течение года у нас проходят малые казачьи игры по всем классам. Все классы, начиная со второго, участвуют в казачьих играх. Там 15 видов. То есть, каждый месяц по два вида, начиная с сентября. Какие-то в рамках уроков, допустим, общефизическая подготовка. Какие-то отдельно, например, день матери казачки. Точно также у нас строевая проходит 9 мая, плац-парады. В течение года все дети готовятся.

Команда от класса – по 10 человек, они также выступают. А потом по результатам выбираем сильнейших и дополнительно приглашаем подготовиться к соревнованиям. То есть, все дети лицея участвуют в этом, каждый год не одна команда готовится, а они меняются. И в самом классе у них также есть свое атаманское правление, в каждом классе у них атаманы, вся структура, советы собираем и готовимся. На выходных, еще дополнительное время находим после уроков для того, чтобы пригласить инструктора и подготовить детей к соревнованиям.

— Как начать военно-патриотическую работу с молодежью и какие ошибки стоит учесть?

Наверное, надо все-таки собрать вокруг себя инициативных людей. И выработать определенную тактику, что они хотят увидеть в конце. Либо они месяц позанимаются и разбегутся, потому что это будет не интересно, либо действительно у них будет цель, к которой они будут стремиться. Это будет тяжело. Это очень будет тяжело, потому что в школах, например, не все директора заинтересованы, не все школы заинтересованы, чтобы было как-то дополнительно, еще и с казачеством что-то. Начнем с того, что директор хочет, чтобы у него было казачье образование. У кого-то может быть МЧС, у кого-то Росгвардия. Казаки такие… самые большие!

Шумные, объемные, как мы говорим. Поэтому с ними работать интересно – с такими детьми и с такими руководителями. Потому что они не сидят на месте, а где-то постоянно находятся в разъездах вместе с детьми. Дети от учебы отрываются, им нужно заниматься дополнительно. Дети должны успевать. И вот эту структуру нужно выстроить, чтобы постоянно не дергать, когда надо.

Ошибки – это, наверное, большая загруженность, которая дается отовсюду. То есть, в последствии на таких детей и руководителей вешают все. То есть, если мы берем направленность – казачий, то они и должны заниматься только казачьим военно-патриотическим образованием. А не еще чем-нибудь. Как обычно. Тогда это будет более результативно, чем распыляться еще на что-то. Если это начально – клубу год-два – то заниматься именно этим направлением, потом можно подключаться к другим мероприятиям, помогать где-то, направлять, этих детей тоже туда давать. Вот так должно быть, я считаю.

— Какими навыками и качествами должен обладать казак XXI века?

Коммуникабельными, прежде всего. Воспитанными. Потому что нам сейчас этого не хватает. То есть, они должны знать время и место, когда и что говорить. Они должны уметь общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми, в социальных сетях. Уметь создавать для себя тот имидж, который бы они хотели в дальнейшем. Зачастую дети повторяют своих родителей. Я считаю, что дети, которые воспитываются таким образом, они должны учитывать, что им дали родители и добавлять свое, даже если они никогда не были казаками. Но учили историю казачества, знают определенные обряды, обычаи, им это нравится и тогда внедрять это в свою семью.

Были случаи, когда у нас детки сюда приходили, в семье не было православия. Ребенок ходил в храм и дома начали ходить с ним в храм через какое-то время. Через полгода, например, родители говорят: «Мы тоже ходим в храм с ребенком, он нас туда потащил». Дети начинают приучать своих родителей.

Ну, а казачка – это хозяйка прежде всего. А так как наша современная молодежь – это «боевые» женщины, то они должны совмещать как-то и домашнюю работу, и, если им это тоже интересно, военную службу. Но всегда оставаться женщиной, опираться на плечо мужчины.

— Отличаются ли в среде воспитанников казаки?

Дети, которые казаки и дети, как мы говорим, других национальностей, они все равно отличаются друг от друга. Если у них есть семейные ценности, им нужно их хранить и передавать дальше своим детям, и даже среди молодежи распространять. И они должны быть положительными лидерами. Да, не все совершенны. Но, если он совершил какой-то проступок, то я обычно говорю: «Ты получишь не за то, что ты сделал, а за то, что тебя поймали». То есть, если ты сделал, честно приди и скажи: «Да, я сделал, прошу прощения. Но у меня были такие-то обстоятельства».

То есть они, прежде чем сделать что-то, триста пятьдесят раз подумают — а стоит ли? Чем мне это дальше грозит?

— Чем воспитанник военно-патриотического клуба отличается от своих сверстников, у которых не было подобного опыта?

У таких детей не было времени на что-либо лишнее. Они всегда загружены, с утра до ночи они чем-то заняты. И они логически понимают, что им это нужно. И даже если обычный ребенок пройдет и что-то не заметит, то такой ребенок наоборот – пройдет и сделает. Ту же бабушку через дорогу переведет, или пойдет поможет. Мы говорим: «Дети, сегодня нам нужно убрать мемориал». Мне отвечают: «Мы украшаем Россию».

Да, не потому что нам кто-то сказал это сделать, а потому что у нас сегодня свободный день, и мы пошли это сделали. Тоже самое, недавно в сентябре нам нужно было нарубить лозу на тренировку. Мы пошли в лес, но увидели, что там было очень грязно. Мы сначала убрали лес, а потом уже нарубили лозу. И они это все понимают: не я им это говорю, а они уже сами принимают такое решение. То есть, у этих детей более сознательный подход к каким-то вещам. И они соответственно это передают дальше. Потому что когда они становятся старше, то начинают младших учить и направлять.

ИА «Казачье Единство» специально для Ресурсного центра терского казачества.

Фото из архива Лицея казачества имени А. Ф. Дьякова, а также ИА «Казачье Единство».

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *