Земля и воля Земля и воля
На Ставрополье разработан и представлен на изучение в Думу СК проект дополнений в краевой Закон о регулировании земельных отношений в части наделения землей казачьих... Земля и воля

На Ставрополье разработан и представлен на изучение в Думу СК проект дополнений в краевой Закон о регулировании земельных отношений в части наделения землей казачьих обществ и контроля за их использованием.

Комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества разработан и представлен на изучение в Думу СК проект дополнений в краевой Закон о регулировании земельных отношений в части наделения землей казачьих обществ и контроля за их использованием. Заявленная цель — укрепление экономической базы казачьих обществ при условии абсолютной финансовой «прозрачности» их хозяйственной деятельности.

Успех выполнения главных уставных задач любого казачьего общества — от хуторского до войскового — напрямую зависит от состояния экономики. На все нужны деньги: на казачьи классы, на дружины, на военно-патриотическое воспитание, которое включает в себя подготовку казачат к несению службы. Средства нужны и на создание материальной базы для ведения сельскохозяйственных работ. Пока по предложенным дополнениям Дума решений не приняла, было только стартовое заседание, депутаты изучают вопрос. Точнее — целый спектр вопросов, которые, честно говоря, назрели и перезрели. А потому земля нередко становится яблоком раздора между казаками и… казаками. Это одна из причин выхода комитета по делам национальностей и казачества с предложениями к депутатскому корпусу. Главный аргумент — земля должна быть под государственным контролем. А главная цель и программа-максимум, по словам заместителя председателя комитета атамана Терского войскового и Ставропольского окружного казачьих обществ Александра Журавского, — казачество на Ставрополье поступательно и планомерно должно становиться самодостаточным.

– Казачество должно быть самодостаточно, – говорит Александр Вячеславович, – это мое глубокое убеждение. У нас сложились хорошие очень конструктивные отношения с правительством края, лично с губернатором Владимиром Владимировым, который заинтересован в укреплении позиций казачества на Ставрополье. При таком напряженном бюджете власть находит возможность выполнять все пункты программы «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества». Более того — изыскивает средства на увеличение численности казачьих дружин в Ставрополе и Кисловодске… Но мы ведь понимаем, что наш край дотационный. И те миллионы, которые выделяются на казачество, пригодились бы на какие-то социальные программы… Но дело не только в этом. Вопрос стоит ребром: станет казачество самодостаточным, будет само зарабатывать на выполнение своих же уставных целей — оно будет жить и развиваться…

– Ну понятно — образно говоря, нужна не «рыба», а «удочка», которая дала бы возможность ловить эту рыбу. Но почему тогда изменения предлагается внести в краевой закон, который в полном согласии с Земельным кодексом предоставляет казакам право получать землю в первоочередном порядке без проведения торгов?

– Да, Закон предусматривает, что казачье общество имеет право на получение земли без проведения торгов – для развития традиционного землепользования вне зависимости от того, где этот участок земли находится. Но вот пример: казачье общество Апанасенковского района оформило землю в двух районах — Апанасенковском и Туркменском. Но там у нас тоже есть казачье общество. Получается, одно общество лишило возможности развиваться другому. Вот мы и вносим предложения: сохранив за казаками право на получение земли без проведения торгов, ограничить его границами того района, где общество осуществляет свою деятельность. Это справедливо.

– А если те казаки, которые будут иметь такое право, вдруг по каким-то причинам не захотят им воспользоваться?

– В этом случае глава администрации может заключать договор с другим районным казачьим обществом. Таким образом, исчезает почва для возникновения споров по земельному вопросу между двумя казачьими обществами одного Ставропольского округа ТВКО.

– Но тогда напрашивается вопрос о громком конфликте с атаманом Терского хуторского казачьего общества. Почему прошлогодний сев вели казаки Буденновского района, а уборку – казаки Степновского? Точнее — это один из вопросов. Просто именно сбор урожая сработал как «спусковой механизм», поднявший информационную волну и в прессе, и в казачестве о том, что Терское – это первая ласточка, с которого руководство округа начнет земельный передел в ТВКО. Что у казачьих обществ землю будут просто отбирать для создания казачьего агрохолдинга…

– И на пике этой информационной волны я много раз говорил, что отнять земли, которые находятся в аренде, субаренде не могут ни атаман округа, ни комитет по делам национальностей. Договоры о передаче земельных участков заключаются главами муниципальных образований и атаманами казачьего общества, «прописанного» в этом муниципальном образовании. И я, и председатель комитета А.Писаренко, и правление округа прекрасно понимаем, что одинаково вредны как попытки «отнять у богатых — раздать бедным», так и попытки «отнять у бедных последнее — слепить одного богатого». Применительно к казачьим землям это юридически бесперспективно, политически — вредно. Мы не собирались совершать таких бестолковых действий, действительно способных окончательно расколоть казачество.

– Тогда чем были продиктованы достаточно жесткие административные действия в отношении атамана Терского хуторского казачьего общества летом накануне уборки урожая?

– Были сигналы о том, что земля казачьего общества может «уйти», урожай может «уйти». У меня были основания в эти сигналы верить. В ходе проводимой инвентаризации казачьих земель вопросы возникали ко многим атаманам. В частности — к атаману Терского хуторского общества. Очень уж все было у него «непрозрачно».

– Как этот конкретный случай отразился на содержании предложений по внесению изменений в краевой Закон о регулировании земельных отношений?

– Земля должна находиться под государственным контролем. В целях сохранения земли в аренде казачьих обществ решение о ее переуступке должно приниматься с ведома округа и отдела по экономическому развитию казачества.

– Вообще-то, земельный вопрос в казачестве что водяная мозоль на пятке: и ходить больно, и сорвать страшно.

– Но идти-то дальше надо. Дело в том, что «серые схемы» — с коррупционной составляющей – формировались годами. Мы ведь не с бухты-барахты эти вопросы стали поднимать. Усилиями комитета по делам национальностей на базе ГУ «Казачий центр» был создан отдел экономического развития казачества, который год с лишним вел инвентаризацию казачьих земель, подготовил положение об управлении казачьим имуществом, положение о контрольно-ревизионной комиссии. Цель — не допускать больше фактов отчуждения казачьей собственности и борьбы за управление имуществом. Но есть атаманы, которых вполне устраивает прежнее состояние бесконтрольности. Все зависит от внутреннего посыла каждого отдельного человека. Для одних казачество с его традициями в семейном укладе, землепользовании — смысл жизни, для других — личный бизнес. И тогда попытки поставить использование казачьей земли под контроль встречают отторжение и противодействие. Другие относятся к этому спокойно, с пониманием, никакого контроля они не боятся. Например, то же Степновское общество. Оно борется за каждый клочок земли и каждый осваивает. Оно дает возможность молодежи тоже врасти корнями в эту землю. Начинает казак свое дело. Ему дают на первое время небольшой участок земли — обрабатывай, техникой, семенами поможем. Плати на первых порах только аренду за землю. Процент на развитие казачьего общества за тебя пока есть кому платить — кто крепко стоит на ногах. А как станешь на ноги сам, тоже будешь отчислять положенные средства. Казаки два храма на своей земле поставили, детишек учат трудиться на земле и защищать ее, если понадобится. А есть работа, есть зарплата, есть уверенность в завтрашнем дне, так и не пустеют их станицы. И остается молодежь, которая будущее свое строит здесь, на своей малой родине. Вот что значит рачительное хозяйское землепользование. И казаки крепкий основательный доход имеют, и общество абсолютно экономически самодостаточно. Можно же так работать. Положительных примеров на самом деле много. У нас в крае работает 212 казачьих классов, более трех тысяч казачат в них обучается, семь спортивных клубов казачьи общества содержат. Мы воспитываем людей, которые не бросят эту землю и не уедут искать место под солнцем в Москве и других крупных городах. За счет целевой программы «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества» мы проводим самые крупные и значимые мероприятия, такие как «Казачьему роду нет переводу», «День казачки», «Казачьи молодежные игры». В этом году впервые на игры приехали дети из Дагестана и КБР. Раньше это вообще невозможно было представить. Надеюсь, что в следующий раз приедут и ребята из Чечни.

– А дети других национальностей с интересом участвуют в таких состязаниях?

– Конечно, вы просто не видели, какой на этих состязаниях царит накал спортивных страстей А как здорово проходят «Шермиции» – казачата с удовольствием осваивают и демонстрируют искусство владения шашкой.

– И все-таки вернемся к основной теме нашего разговора. Какие шаги на пути к экономической самодостаточности уже сделаны?

– Одно из направлений – создание ЧОПов. Нужно развивать наше охранное предприятие «Казачий Терек». Но пока предприятия, пользующиеся льготной системой налогообложения, платят 6 процентов, а мы — 18, конкурентные преимущества — не у нас. Надеюсь, что этот вопрос будет решен, так же, как он решен на Кубани, в Москве, в Рязани. Охранное предприятие в этом случае и у нас может получать прибыль, частично направляя ее на развитие самого предприятия, частично – на нужды округа. Второе направление — агрохолдинг, о котором мы уже говорили. Первый шаг сделан, вопрос хозяйственной деятельности отнесен к ведению казачьего круга. Вот в июне на круге и будет поставлен вопрос о создании казачьего предприятия под эгидой округа на базе уже открытого предприятия, которое возглавляет атаман Минераловодского районного общества Олег Губенко. Мы собираемся войти в реестр сельхозпроизводитлей СК и пользоваться мерами господдержки. Округ сам будет обрабатывать свою землю и получать доходы.

– И все-таки давайте уточним вопрос с землей. Если те 42 тысячи гектаров, которые начиная с 90-х находятся в собственности первичных казачьих обществ, обрабатываются ими или сдаются в субаренду, «экспроприации» не подлежат, то на какой земле будет работать агрохолдинг? Чья эта земля сейчас? Ведь округ, в отличие от «первичек», располагает пока только 1000 гектарами?

– Мы рассчитываем на те земли, на которые будет заканчиваться срок аренды. И, конечно, очень рассчитываем на помощь губернатора и правительства края в выделении земель из фонда перераспределения.

– И такие земли есть?

– Есть. Недавно из федерального земельного фонда было передано в край более 10 тысяч гектаров земли в восточных районах. Рассчитываем на помощь округу как юридическому лицу. Естественно, холдинг выстраивается не в одночасье. Но, поступательно направляя прибыль на развитие, мы будем приобретать технику, оборудование, создавать инфраструктуру. Так что работа предстоит очень серьезная.

– А как встретит Терское войско свое 440-летие?

– В одной из старейших Терских станиц — Галюгаевской — будет проведен праздничный круг Терского войска. Это решение было принято войсковым Советом атаманов. Рассматривались четыре варианта: Пятигорск, Новопавловск, станица Лысогорская и Галюгаевская. Надеюсь, что соберутся казаки всех округов. Кроме торжественных мероприятий запланированы выступления казачьих коллективов, скачки, соревнования по рубке шашкой и многое другое.

Источник: газета “Вечерний Ставрополь”

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *