Православный мир отмечает большую веху: 1000‑летие русского монашества на Афоне. По благословению Патриарха Московского и всея Руси, при поддержке Совета при Президенте РФ по...

Православный мир отмечает большую веху: 1000‑летие русского монашества на Афоне. По благословению Патриарха Московского и всея Руси, при поддержке Совета при Президенте РФ по делам казачества и Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством стартовал беспрецедентный проект — православная экспедиция «Святой Афон». С 2016 по 2020 годы группы молодых казаков, представляющих 11 реестровых казачьих войск России, будут посещать древние монастыри земной обители Богородицы. Первыми стали терцы. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл утвердил программу поездки, получил благословение у Святейшего Патриарха. Владыка смог привлечь спонсорскую помощь, также помог Губернатор края Владимир Владимиров. В течение недели 20 казаков Терского войска из Ставрополя, Пятигорска, Минеральных вод, Новоалександровского района и десять студентов Многопрофильного техникума им. казачьего генерала С. С. Николаева провели на Афоне. Возглавлял делегацию атаман Михайловского станичного казачьего общества Андрей Воронцов. Он рассказал о внутреннем духовном чуде, которое может произойти в этом святом месте.

Ваши первые впечатления об Афоне?

— Лично я побывал там впервые. Было ощущение, что я попаду в страну чудес, без шуток. И оно оправдалось в миллион крат. Паломничество — это всегда особый молитвенный труд, а пребывание на Афоне не похоже ни на что: это более строгий уклад, особый мир. Афон меня восхитил! Вначале мы прибыли в Салоники, насыщенный православными святынями город, крупный двухмиллионник, второй по значимости в Греции. Там могила старца Паисия Святогорца, известного своими пророчествами о будущем мира и России. Мы молились у мощей святого Димитрия Солунского, Анастасии Узорешительницы и многих христиан, кто отдал жизнь за веру. Потом отправились в Уранополис, в переводе с греческого — «небесный город». Оттуда отплывают паромы на Афон, и женщины дальше не едут. Даже если это семейный религиозный тур, то жёны ждут возвращения своих супругов и сыновей в Уранополисе. Для женщин есть морская экскурсия вокруг полуострова, можно увидеть с моря некоторые монастыри, саму Гору Афон.

— Как вас встретил Афон?

— Там есть традиции приёма странников. Это стакан холодной родниковой воды, рахат-лукум (что обосновано с физиологической точки зрения, поднять сахар в крови с дороги) и маленький, граммов 30, стаканчик анисовой водки («уза» называется) или сухого вина. Жили в русском монастыре великомученика и целителя Пантелеимона, он один из самых крупных. В первый день нас отвели к святому источнику, где показали старинную увеличенную фотографию. Когда-то в монастыре существовал обычай: после воскресной литургии игумен монастыря выходил и раздавал хлеб и милостыню всем монахам-келейникам, живущим вне монастыря. Потом эта традиция оказалась утраченной. Когда её возобновили, были сомнения, стоит ли продолжать. И однажды кто-то сфотографировал игумена во время раздачи хлеба. Снимок проявили, увидели женщину, берущую у игумена из рук хлеб. Женщина на Афоне — уже невозможно. При детальном рассмотрении явственно увидели, что на снимке сама Богородица. После этого традицию раздачи хлеба не прерывали. Этот снимок висит у ворот монастыря, там же икона, которую написали после случившегося — Божия Матерь с хлебом в руках.

— Где и как вы жили?

— Все посещения и место жительства прописаны в специальной визе, она называется «димотерион». Её заранее надо получить в Уранополисе, там прописано, где и какое время ты можешь находиться. Совет управления Афоном — пять епископов — подписывают эту бумагу. Если у тебя для жительства прописан один монастырь, то ты обязан вернуться на ночлег только туда, в другом монастыре не примут. Всего управление выдает не более 150 димотерионов в день. За какое-либо нарушение уклада тебя могут выдворить из монастыря и больше на полуостров не пустят. Мы жили в небольших одно, двух и трёхместных кельях. Обстановка минимальная: стол, стул, кровать, шкаф, постельное бельё, полотенце. Богослужебный круг начинается с вечерней службы в 18.00. Но монахи живут по византийскому времени, когда закат — это полночь, хотя в Греции такой же часовой пояс, как в Москве. На башне и в архондарике часы показывают и светское и византийское время, они отбивают каждые четверть часа. После вечерней службы — ужин, потом свободное время, затем акафист Божией Матери «Возбранной Воеводе». Службы в нашем монастыре шли по-русски, но с греческим распевом и вкраплениями на греческом. Кстати, целых просфор, как у нас, я там не видел. Всё уже порезано кусочками. По греческой традиции выпекается одна большая просфора, из которой вынимается центральная часть — Агнец. Эта большая просфора заменяет пять просфор, которые готовятся в наших храмах. В Михайловске тоже выпекают греческие служебные просфоры.

— Каковы особенности поста и молитвы на Афоне?

— Там потрясающая тишина, даже разговоры вполголоса кажутся громкими. В монастырях никакого интернета, использование электричества минимизировано, есть только генераторы, питающие маленькие дежурные светодиодные лампочки. Поэтому молились мы при свечах. Благодаря этому и чувствуешь себя, как первые христиане в катакомбах. Монастыри исторические, древние стены. Распорядок дня очень насыщенный и строгий. После вечерней полуторачасовой службы — отбой. Уже в 3.20 мы просыпались для участия в утренней службе. Будил монах-послушник с колокольчиком. Но по факту просыпались ещё раньше, чтобы каждый сам прочитал утреннее молитвенное правило в келье. А общее правило ко причащению казаки читали вечером все вместе. Мы исповедовались и причащались Святых Христовых Тайн. Обязательно перед причастием ты должен поститься, поэтому питание там особое. В среду, в постный день, кормят так: с утра — чай с бубликами, хлебом, сухариками и очень вкусным цитрусовым вареньем. Обед есть, а ужина нет. Если люди причащаются в четверг или другой непостный день, то на столе будет постный суп и второе блюдо, сыр, молоко. Рыба только в субботу и воскресенье. Из скоромных продуктов допускаются яйца, молочные каши, кофе с молоком. Очень вкусен чёрный хлеб с семечками, тмином. Меню подобрано так, что, если кушать всё, что дают, не будешь голодным даже без ужина. За трапезу садятся все, и монахи тоже. Когда идет служба, ворота монастыря закрывают, и, если ты не был на службе, то не попадёшь и на трапезу. После службы все идут в часовню, где собраны мощи, поклоняются им, и тогда уже к столу.

— Это то самое легендарное место, где сложены черепа братии?

— Нет, то уже Костница. Есть особая афонская традиция монашеского захоронения: зашитое в ризы тело монаха без гроба хоронят в неглубокой, до метра, могиле, а сверху над головой кладут специальную плиту. Через три года братия вскрывает могилу и смотрит: если тело истлело, и кости белые, значит, монах вёл праведную жизнь. Его череп подписывается именем, откуда он родом, датой смерти и помещается в Костницу. Если процесс тления не прекратился, то могилу закрывают и следующие три года молятся за душу почившего. Мы видели череп схимонаха, на котором было написано: казачий полковник Донского войска.

— Какие вы посетили монастыри?

— Монастырь Дохиар, Ксенофонт. Там есть икона Георгия Победоносца, он изображён не на коне, а восседающим на троне. Эта икона приплыла по морю, стоя на волнах в полный рост. Таких случаев прибытия святынь на Афон несколько, и это специфически афонские чудеса. Таким же образом был обретён образ Иверской Божией Матери. На месте обретения икон бьют пресные родники, причём ниже уровня моря и в каких-то трёх метрах от прибоя. А ведь Эгейское море крепко соленое. Вокруг источников выложены небольшие каменные гроты, и к воде ещё надо спуститься под землю примерно на метр. Монастыри там по сути крепости, со сторожевыми башнями, окнами-бойницами. Когда-то на Афон нападали пираты, и монахи-воины держали серьёзную оборону. Но вообще Афон никогда не захватывали, Пресвятая Богородица его хранит. Кстати, точную копию храма Георгия Победоносца будут закладывать 2 августа в Михайловске.

— Можно ли назвать Афон примером, где люди живут в согласии с природой?

— Паломничество требует от Афона новых условий, люди диктуют монастырю свой устав, им нужен душ, туалет. Присутствие паломников — скорее вынужденная мера. Те монахи, которые выбирают для себя путь умного делания, уходят в отшельники, живут в кельях, выбитых в скалах над морем. Им братия доставляет пищу, и, если её не забирают, делают вывод, что отшельник почил. Но без благословения уйти нельзя. Просто так там вообще ничего не происходит. Мы выполняли послушание в трапезной: убрать-расставить посуду, столы вытереть. Однажды мы взялись за работу без разрешения, и нам сделали замечание. Я тогда понял, почему говорят: знающих много, а послушных мало.

— Что для Вас было самым чудесным?

— Само то, что я смог попасть туда, участвовать в таинствах на афонской земле для меня уже чудо. Я мысленно всегда взывал к Богу: вот бы побывать в Святой земле или на Афоне, ощутить себя сопричастником той святости. Это сбылось. Каково: 265 ковчегов с мощами святых в одном храме, и ты призываешь их в со-молитвенники! Там существует целая комната, полная даров: погоны, эполеты, медали, наградные кортики. Их приносили люди воли, воины, они благодарили за свою службу Отечеству, жизнь, веру. Мы тоже оставили знаки отличия Терского казачьего войска. Наши терцы были в восхищении. Есть жизненное состояние «до» Афона и «после». Афон — это один из четырёх уделов Богородицы на земле. Есть поверие: когда верхушка горы Афон покрыта облачком, значит, Богородица пребывает там. Это довольно редкое явление. Когда мы отплывали, мы его увидели.

Наталья ГРЕБЕНЬКОВА
Источник: Михайловские Вести

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *