Какое определение придет первым на ум при разговоре о казачестве? На язык прямо-таки просится слово «православное». Сейчас, когда продолжается возрождение казачества, понятно, что вместе с...

Какое определение придет первым на ум при разговоре о казачестве? На язык прямо-таки просится слово «православное». Сейчас, когда продолжается возрождение казачества, понятно, что вместе с традициями быта и воспитания казаки вновь воспринимают и сокровище родной им православной веры. Однако порой можно увидеть, как некоторые люди, называющие себя казаками, заявляют о том, что христианство для них – религия чуждая, и призывают вернуться к «родной» вере, под которой понимают самое дикое язычество. О неоязыческой подмене для казаков ‒ реплики двух священнослужителей Майкопской епархии.

Свято место пусто не бывает…

…Живя на территории казачьего края, мы, к сожалению, наблюдаем проявление неоязычества и в среде казачества. Кавказ и Кубань были одними из первых на территории современной России просвещены светом истины Христовой, и до сегодняшнего дня здесь сохранились следы апостольской проповеди.

Кубанские станицы, традиционно заселявшимися православными казаками, которые всегда были не только защитниками отечества, но и хранителями православной веры. Но вот, к примеру, небольшое горное поселение Мезмай или станица Темрюкская Апшеронского района ‒ последние двадцать лет они активно заселяются неоязычниками всех мастей, а станицы Баговская, Баракаевская, Хамкетинская Мостовского района являются своеобразными центрами солнце- и огнепоклонников. Естественно, это оказывает влияние на жителей граничащих с этими населенными пунктами станиц нашей республики, таких как станицы Безводная, Дагестанская, Севастопольская и Новосвободная Майкопского района.

Основным методом искоренения неоязычества является возрождение и укрепление православной веры. Во исполнение указания Святейшего Патриарха Кирилла «о создании храмов, часовен и налаживания в них приходской жизни» в нашей епархии ведется активная работа, в том числе и возрождение Михаило-Афонского монастыря, который способствует катехизации и просвещению населения, а также ведет миссионерскую деятельность.

Важным фактором ограждения людей от влияния неоязычества является не только строительство храмов и часовен, но и полноценное воцерковление прихожан. Каждый в отдельности православный человек, живущий в лоне Церкви ‒ полюбивший ее уставы и на деле стремящийся исполнять заповеди Христовы ‒ создает собой заслон всякого рода сектам и неоязычеству.

Необходимо более углубленное взаимодействие Церкви с казачеством. В нынешнее время казачество возрождается, и в основном это нецерковные люди, имеющие поверхностное представления о православной вере, часто ошибочное и искаженное. Это создает благоприятную почву развития неоязычества в их среде, что является недопустимым явлением, так как казачество ‒ исконно православный оплот веры.

Необходимо активное проведение огласительных бесед среди казачества и населения республики в целом, так как «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10. 17). Тогда люди, узнав истину о Боге, о мире видимом и невидимом, о себе самих и восприняв эту истину, освободятся от лжи и заблуждений. Свет рассеивает тьму. Не останется места для неоязычества там, где утверждена Святая Православная вера. Тогда познают «яко вси бозе язык бесове» (Пс. 95.  5).

«Свято место пусто не бывает!» ‒ так гласит народная мудрость. Место это ‒ человек, призванный к святости, его ум и сердце, в которых должно святиться имя Отца нашего Небесного, чрез истинную веру в Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чуждую каких-либо искажений и сомнений.

Игумен Герасим (Буняев),
наместник Михаило-Афонской Закубанской пустыни

 

«Православная» вера без христианства?

…Все чаще и чаще мы слышим в общении с друзьями, родными и знакомыми людьми об интересе якобы к прошлому славян, финно-угров и других народов. Отчасти это имеет и положительное значение как осознание народами своей самоидентичности, связанное с изучением исторической науки. Но ни в коем случае не практическое применение языческих знаний и опыта.

Опасность здесь представляет проблематика, связанная с прелестью, о которой много и неоднократно говорят православные подвижники благочестия и преподобные отцы. Все они едины в том, что мы, соприкасаясь с духовным миром, имеем опасность впасть в заблуждение и помрачнение разума. Если в прежние времена люди имели понимание о духовном мире, так как они были прихожанами храмов не только по наименованию, но жили по-христиански, то уже в советский период нашей истории люди отпали от христианских традиций и оказались духовно не защищенными перед лжепроповедниками. Духовный вакуум дал возможность ложным и деструктивным идеям легко и беспрепятственно проникать в умы и сознание людей.

Необходимо подчеркнуть, что сегодня стало немодным придерживаться какой-то одной концепции, связанной с традициями и религией. Популярным стало смешение понятий и представлений о картине мира ‒ синкретизм. Возникает множество лженаучных представлений об истории и развитии нашей цивилизации. Такое понятие, как альтернативная история получает широкое распространение среди обывателей. Причиной этого является пробел в образовании. Это касается, как исторической науки, так и религиозного образования.

Данную проблему можно рассмотреть на примере российского казачества. Как известно, первоосновой казачества издревле было христианское сознание и православное мировоззрение. Сейчас мы видим обратный процесс: представители казачьего движения стали все чаще говорить о некоей «вере предков». «Родноверие» стало распространенным явлением в казачьих кругах.

Идеологи «родноверия» утверждают, что только их вера – это «исконная вера» предков славян, а вовсе не христианство, привнесенное извне. Принципы, которым симпатизируют представители данного «учения» провозглашают некую духовную свободу от рабства и морально-нравственных принципов, заложенных христианством. Заповедь «Не убий» лжеучителями ставится под сомнение. Это отчасти находит благодатную почву и живой отклик в сердце человека помраченного страстями. Заповедь о любви и снисходительности к ближнему заменяется гордыней и собственным превосходством.

Так как «родноверие» пытается называться православной, но не христианской верой, это зачастую находит почитателей, которые с легкостью принимают ее идеологию. Идеология неоязычников тесно связана с лжепатриотическими идеями, которые базируются на ложных националистических представлениях о государственном и религиозном устроении. Такие идеи весьма привлекательны в молодежной среде в связи с тем, что казачество является сегодня хоть и общественной организацией, однако несет в себе воинский дух и стремление к патриотическому воспитанию.

Православным священнослужителям необходимо сегодня доносить до представителей казачества истины христианской веры. Так же необходимо напоминать казакам о том, что они издревле являлись воинами христовыми.

Казакам и всему современному обществу необходимо осознать ошибочность своих представлений о так называемой «религии праотцев», язычестве. Необходимо вернуться на путь истинной жизни и веры в истинного Господа и Бога нашего Иисуса Христа сказавшего: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6).

Священник Сергий МАЛЫШЕВ,
настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрии»
в поселке Гончарка (республика Адыгея)

Источник

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Оставьте первый комментарий.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *