На днях в Спасском соборе г. Пятигорска было заявлено о возрождении Терского общества любителей казачьей старины, действовавшего до революции. Его учредители, в число которых...

На днях в Спасском соборе г. Пятигорска было заявлено о возрождении Терского общества любителей казачьей старины, действовавшего до революции. Его учредители, в число которых вошли товарищ атамана ТВКО, депутат Олег Губенко, походный атаман ТВКО Александр Синицын, историк и краевед из Кисловодска Тамара Лобова, директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко, научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания (г. Владикавказ) Феликс Киреев, рассказали о целях и задачах Общества. Лучше всего их иллюстрирует цитата из Устава 1909 года, взятая на вооружение в наши дни: «Разработка казачьей истории вообще, и Терского войска в частности, всестороннее исследование казачьего быта, и распространение достоверных сведений о казачестве, его прошлом и настоящем».

старина-2

Живой нерв Северного Кавказа

Начинание благословил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Он обозначил проблему широкого распространения мифов о казачьей истории и культуре, никогда не имевших быть в действительности, о дискредитации и незаслуженном забвении множества казачьих писателей, художников, людей, прославивших Отечество и словом, и оружием.

— На них до сих пор клеймо позора бывшей некогда безбожной власти, антирелигиозной и антиказачьей пропаганды, — сказал архиепископ, — И наша задача сегодня – активно бороться с мифами, ярлыками, сиюминутной конъюнктурой путем популяризации казачьей традиции.

Владыка отметил, что Общество открыто для людей разных культур, национальностей и вероисповеданий, с уважением относящихся к казачьей истории, поэтому одна из его важнейших задач – межкультурный и межнациональный диалог.

— Казачество — живой нерв Северного Кавказа, — сказал Владыка Феофилакт. Он напомнил слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные им в Пятигорске в 2012 году, на встрече с руководителями глав субъектов СКФО: «Почему горцы уважали казаков? Из-за силы и доблести? Безусловно, и поэтому. Но почему казакам верили? Потому что горцы видели в них верующих людей! Для горцев верующий человек – это надежный человек. Это сама суть казачьей жизни на Кавказе».

Организаторы пригласили к диалогу на открытой дискуссионной площадке историков, этнографов, культурологов, фольклористов и молодое поколение школьников, студентов и ученых, которое и должно расставить «верные маркеры» в глобальной научной дискуссии о прошлом и будущем казачества.

Доктор исторический наук и участник Общества Феликс Киреев обратил внимание, что сегодня многие казаки чересчур увлеклись военной составляющей – казачьей службой – но ведь это всего лишь часть разноплановой жизни казачества. Среди терцев были не только служивые люди, но представители совершенно разных профессий: журналисты, врачи, учителя.

— Сегодня мы сами еще не знаем в должной мере свою историю, — сказал Киреев. – Например, стихи казачьего поэта Михаила Демушкина (литературный псевдоним Надеждин) можно было бы изучать в местных станицах, в школах.

По мнению директора Пятигорского краеведческого музея Сергея Савенко, новейшая история казачества за последние 25 лет тоже имеет огромный потенциал для научного осмысления.

— Казаки периода возрождения показали удивительную стойкость убеждений, — сказал Савенко. — Они ни разу за эти 25 лет не отказались от своей идеи! Все эти годы казаки готовили детей к службе в армии, которую, кстати, никогда не критиковали, вспоминали свои исторические корни, фольклор. И, несмотря на некоторые проблемы с воцерковленностью, именно казаки все эти годы осознанно строят и охраняют храмы, устанавливают поклонные кресты, совершают крестные ходы.

У современного казачества есть заслуги, уверен историк, и уже сегодня нужно систематизировать все эти сведения для будущих исследователей.

старина-1

Третья попытка

Впервые Терское общество любителей казачьей старины было создано во Владикавказе в 1909 году группой казачьей интеллигенции – учителей, врачей, чиновников. Однако оно закончило свое существование в связи с революцией и гражданской войной.

В 90-е годы 20 века было две безуспешных попытки его воссоздания, в начале 1990-х и затем 2000-х годов – обе неудачные. О третьей попытке организаторы заявили с осторожностью, спустя два года его фактической работы, уже после того, как удалось сформировать команду единомышленников.

— Только сейчас, по истечении двух лет было принято решение о непосредственной регистрации Общества в минюсте 28 декабря 2015 года, — отметил Олег Губенко. — В ближайших планах — публикация уже подготовленных работ, проведение научно-практических конференций. И самое важное – сбор живых свидетельств тех, кто еще помнит рассказы своих дедов и отцов, чем сегодня непосредственно занимаются школьники.

Кроме того, в планах издание «Терского ежегодника», работа над созданием музеев Терского казачества и батальона им. генерала А.П. Ермолова, работа над возвращением реликвий Терского войска из-за рубежа. Поиск знамен и других регалий терских казаков, оказавшихся разбросанными по всему миру, он назвал «принципиальной задачей».

старина-3Выступающие провели важнейшую параллель: в 1909 году создатели тогдашнего Общества понимали, что в стране назревает раскол и необходима консолидация, в том числе и в казачьей среде. И в наше непростое время ощущается такая потребность. Презентация продолжилась молодежной научно-практической конференцией, на которой учащиеся различных школ городов и студенты ВУЗов представили собственные исторические изыскания. Некоторые рассказали о своих предках. Глубокие по замыслу и воплощению доклады были подготовлены под руководством преподавателей и ученых, и опубликованы в сборнике работ под грифом Терского общества любителей казачьей старины и Благотворительного Фонда «Благое дело».

Было бы логично и продуктивно, если бы возрожденное общество, взявшее шефство над молодыми энтузиастами, охватило бы все казачьи кадетские классы Ставрополья, где под эгидой представителей казачьих обществ проводилась бы аналогичная работа. Тогда охват молодежи, интересующейся казачьей историей в нашем крае, сможет вырваться далеко за границы Кавказских Минеральных Вод и подготовит почву для развития подобного движения в других округах ТВКО.

Наталья ГРЕБЕНЬКОВА

Комментарии: